Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США согласовали с Нигером дату вывода американских войск
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Мир
Посольство РФ призвало россиян в ДР Конго не посещать центр Киншасы после мятежа
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Мир
Министр обороны Великобритании обеспокоился союзом России и Китая
Мир
Теннисистку Джорджи обвинили в краже мебели на €100 тыс. с виллы в Италии
Спорт
Капитан «Спартака» Джикия сыграл свой последний матч за клуб
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Спорт
Рагозина поставила на победу Папина в бою с Чилембой
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Мир
В Евросоюзе заявили о наблюдении за ЧП с вертолетом президента Ирана
Мир
Опубликованы кадры обстановки во время поисков вертолета президента Ирана
Мир
Обвиняемый в покушении на премьера Словакии мог действовать не один
Мир
Одна из спасательных групп достигла возможного места жесткой посадки вертолета Раиси
Мир
Короля Саудовской Аравии обследуют врачи из-за температуры и болей в суставах

Связанные одной бездной

Обозреватель «Известий» Светлана Наборщикова — о том, почему сериал о маньяке оказался драмой о людях
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сериал «Фишер» (производство Art Pictures Vision совместно со «Студией 812» по заказу «НМГ Студии») движется к концу. 29 марта — последний эпизод восьмисерийного сезона на платформе more.tv. Отзывы в соцсетях и сообщения сарафанного радио свидетельствуют о том, что интерес к этому фильму намного превосходит средний.

Чем вызван такой успех? Вроде бы оригинальных сериалов о работе оперативно-следственных групп в онлайн-кинотеатрах хватает — есть из чего выбирать.

Формат под названием «реальное преступление», в котором снят «Фишер», — тоже не новость. У нас почему-то его на западный манер именуют «тру крайм», хотя отечественное ТВ приступило к разработке этой линейки точно не позже, если не раньше западных специалистов. Сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи», сценарии к которому на основе реальных дел писал экс-следователь МВД Александр Лавров, появился еще в 1960-е и благополучно дожил до начала 2000-х.

Дела про серийных убийц (экстремальный вариант «реального преступления») знатоки не расследовали, но их продолжатели возместили пробел. Степень документальности в современных фильмах про маньяков разная. Где- то приближение к действительным событиям больше, где-то меньше, но резонансные дела, будоражившие страну, опознаются легко.

В 2012 году вышел сериал «Мосгаз» про маньяка, который в середине 1960-х проникал в жилища под видом газовика. В сериале «Метод» представлено несколько кровавых историй, в том числе про витебского таксиста-душителя. «Хороший человек» увековечил страшные деяния ангарского маньяка-милиционера. Название сериала «Чикатило» говорит само за себя.

На первый взгляд «Фишер» — продолжение этого ряда. Преступник Сергей Головкин, выведенный под своим именем, родился в Москве. Школу окончил с серебряной медалью, Тимирязевскую академию — с отличием. Служил ветеринаром на конезаводе. С 1986 по 1992 год терроризировал население Одинцовского района Московской области. «Фишер бродит по ночным дорожкам» и пионерские страшилки про «дядю Фишера» — из фольклора тех лет. Головкин в итоге признался в 11 убийствах детей, хотя следователи подозревали его более чем в 40 актах насилия.

Пойди создатели «Фишера» по проторенной дорожке, получилась бы крепкая история про успешного специалиста по коневодству, обладателя медалей ВДНХ, доведенного до преступления детскими травмами и взрослыми трудностями. Но авторы отправились другим путем.

Роль Головкина исполняет 26-летний Андрей Максимов. В отличие от медийных коллег, игравших маньяков в вышеупомянутых фильмах, он — актер не примелькавшийся. И возникает он в кадре ближе к финалу.

С его появлением начинается классический полицейский экшен с жесткими сценами насилия, погонями, автомобильными крэшами, чудесным спасением героини и прочими хорошо отработанными составляющими жанра. По динамике последние две серии фильма — самые драйвовые, но с точки зрения мегасюжета они мало что добавляют. Основные события свершились в предыдущем повествовании.

Там тоже есть почти все компоненты захватывающего зрелища. Преступления, жертвы и подозреваемые, вина которых, понятное дело, недоказуема, поскольку они не убийцы. Соответствующий саспенс — мрачная картинка, зловещий шелест листвы, деконструированный лязгом кавер на лирические «Крылатые качели». Есть наконец работающая в поте лица оперативно-следственная группа, состоящая, как и положено в хорошем детективе, из абсолютно разных, но мотивированных общей целью людей. Словом, присутствует всё, кроме преступника.

В этом и заключается главная особенность и главное достоинство «Фишера». Сериал про маньяка оказывается совсем не про маньяка. Он о людях, которые по служебной обязанности (если речь идет о милиционерах), либо по воле судьбы (если речь о жертвах и их родственниках) сталкиваются со злом.

Живут и действуют они в тщательно воссозданных ландшафтах и интерьерах 1980–начала 1990-х, погружены в быт и свои семейные проблемы. Но при этом коллизию проживают вневременную, по сути метафизическую, ту, которую Фридрих Ницше описал в своем эссе «По ту сторону добра и зла» (1886): «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя».

Ни для кого из персонажей это всматривание не проходит бесследно независимо от целей смотрящего. Катастрофой чревато как заигрывание со злом (линия мальчика Игоря, додумавшего маньяка, и его отца-журналиста, сотворившего из детских фантазий хайповый текст), так и серьезное к нему отношение.

Погрузившаяся в шизофрению следовательница Добровольская (Саша Бортич) — крайний и тяжелый случай этого взаимодействия. Но и куда более стойкие ее коллеги-мужчины Козырев (Александр Яценко) и Боков (Иван Янковский) тоже одержимы бездной и тоже делят свою жизнь на «до» и «после» маньяка. Всем им в итоге предстоит ответить на судьбоносный вопрос «как самому не стать чудовищем».

Добровольская готова убить задержанного Головкина. Козырев не собирается ей в этом мешать. И только Боков произносит то, что мы ждем в этот момент: «Мы закон. Если мы это сделаем, то будем такими, как он».

В это время люди, прибежавшие к гаражу, где убийца пытал и убивал детей, рвутся расправиться с его матерью, а милиционеры из последних сил их сдерживают. Конец фильма. И многоточие в сюжете. Те, кто заглянул в бездну, навсегда опалены ее дыханием. А живут они среди нас. Следовательно, бездна смотрит и в тебя тоже. Возможно, в этом и есть самый поучительный урок фильмов про маньяков.

Автор — обозреватель «Известий», доктор искусствоведения, профессор

Позиция редакции может не совпадать с мнение автора

Прямой эфир