Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Президент Мексики посоветовал молодежи читать Толстого, Достоевского и Гоголя
Экономика
Путин заявил о нанесении ущерба всей мировой экономике санкциями против РФ
Мир
Нападающего «Спартака» Промеса освободили из-под стражи в Дубае
Армия
Путин заявил об отсутствии у России планов по взятию Харькова
Мир
Во Франции заявили о намерении Запада убедить Украину пойти на переговоры
Мир
В МИД Германии сообщили о возвращении посла Ламбсдорфа в Москву
Мир
Венгрия наложила вето на резолюцию СЕ с признанием только «мирного плана» Киева
Политика
Политолог указал на бесполезность саммита в Швейцарии без Путина и Байдена
Мир
В Британии обеспокоились последствиями ответа РФ на поставки Storm Shadow ВСУ
Авто
Глава «Ростеха» предложил ввести меры борьбы с профицитом авто из КНР
Происшествия
В КЧР ликвидировали планировавшего нападение на правоохранителей террориста
Мир
Глава МИД Венгрии назвал обнадеживающим состояние премьера Словакии Фицо
Экономика
РФ и Малайзия подписали соглашение об избежании двойного налогообложения
Мир
Путин заявил о планах РФ и Китая углубить кооперацию в сфере высоких технологий
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременный дождь и до +21 градуса в Москве 17 мая
Мир
В МИД Китая заявили о взаимной поддержке РФ и КНР в сфере защиты суверенитета
Происшествия
Москвич умер в больнице после отравления рыбным рулетом из доставки
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В мае 2020 года западная пресса объявила, что кинокомпания Universal планирует съемки первого космического блокбастера на борту МКС с Томом Крузом в главной роли. Круз станет первым артистом, который побывает в космосе, заявила глава студии Донна Лэнгли. Спустя год с лишним, 5 октября 2021 года, в космос стартовал первый киноэкипаж, но в его составе была не голливудская, а российская звезда — Юлия Пересильд. Вместе с режиссером Климом Шипенко они 12 дней работали на МКС над фильмом «Вызов». О том, как Россия снова стала первой в космосе, рассказывают «Известия».

Космическая киногонка

После первых космических стартов кинематографисты ведущих мировых держав включились в космическую гонку с неменьшим энтузиазмом, чем ученые. Первым и здесь оказался Советский Сююз. Художественный фильм «Планета бурь», снятый знаменитым энтузиастом науки, режиссером и изобретателем Павлом Клушанцевым и вышедший на экраны в 1962 году, повествовал о грядущем исследовании Венеры и отличался, при всей увлекательности сюжета, научной точностью и мастерски созданными спецэффектами, которым позавидовал бы и Голливуд. Он и позавидовал: пару лет спустя Питер Богданович, будущий номинант на «Оскар» с картиной «Последний киносеанс», перемонтировал картину Клушанцева, добавил в нее полуголых блондинистых венерианок во главе с секс-символом 1950-х Мейми ван Дорен — и выпустил в прокат космическую вампуку «Путешествие на планету доисторических женщин». Критики сразу же отметили чуть ли не покадровое сходство картины Богдановича с «Планетой бурь» — но это не помешало режиссеру весьма прибыльно сбыть фильм в видеопрокаты.

Впрочем, доисторические женщины недолго оставались на слуху. На подходе были настоящие гиганты. В 1968-м Голливуд выпустил сразу две знаковые космические ленты. Сначала на экраны вышел «Обратный отсчет», ставший первой полнометражной картиной для будущего мэтра Роберта Олтмена и посвященный советско-американской конкуренции в лунной программе. Лента о том, как США стремятся опередить Советы в высадке на Луну, отличалась неожиданным дружелюбием к заокеанским соперникам: советские и американские космонавты здесь не противники, а конкуренты, которые относятся друг к другу с уважением одних профессионалов к другим. Фильм, однако, не снискал большого успеха из-за неудачно организованного проката и запомнился разве что первыми масштабными съемками лунной поверхности, сделанными не в студийных интерьерах с использованием миниатюрных моделей, а на натуре, в лунных пейзажах пустынь Невады. Следом же появилась грандиозная «Космическая одиссея 2001» Стэнли Кубрика, на десятилетия вперед задавшая планку жанра космической фантастики.

Кадр из фильма «Космическая Одиссея 2001»

Кадр из фильма «Космическая Одиссея 2001»

Фото: Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)

Советские кинематографисты молчали недолго. В 1972-м они ответили американским коллегам сразу двумя картинами, сходными как по жанру, так и по масштабу. «Солярис» Андрея Тарковского навеки вошел в золотой фонд не только фильмов о космосе, но и мирового кинематографа в целом. А грандиозный байопик «Укрощение огня» с Кириллом Лавровым стал первой картиной, где зрители увидели не модели космической техники, а настоящие ракеты и космические старты.

Американским кинематографистам удалось переплюнуть советских коллег лишь в 1995-м, когда для съемок «Аполлона-13» НАСА согласилось предоставить «рвотную комету» — реактивный Boeing KC-135 Stratotanker, создающий условия невесомости. Том Хэнкс и Кевин Бейкон героически снимались в нем в космических сценах, стараясь уложить эпизоды в отрезки по 25 секунд — именно столько длится невесомость на борту тренировочного воздушного судна. Впрочем, к тому моменту Советский Союз ничего не мог противопоставить американским конкурентам — ни советского кинематографа, ни самого СССР уже не существовало, а время масштабного российского кино еще не пришло.

Космос и предчувствие

В 2005 году на экраны вышел фильм Алексея Учителя «Космос как предчувствие» — первая за долгие годы российская картина о космосе, в которой, однако, не было ни одного космического кадра. Тем не менее режиссеру удалось с уникальной точностью воспроизвести настроение приподнятого ожидания, в котором СССР, да, пожалуй, и вся планета пребывали в конце 1950-х, веря, что человечество вот-вот дотянется рукой до звезд. Картина заслуженно собрала весь букет кинематографических наград года — от премии «Ника» до главного приза Московского международного кинофестиваля — и, как любая талантливая работа, оказалась отчасти пророческой, предсказав возвращение космической темы в киноповестку дня сегодняшнего.

Кадр из фильма  «Космос как предчувствие»

Кадр из фильма «Космос как предчувствие»

Фото: ТПО «Рок»

Для съемок качественного кино о космосе необходимы серьезные бюджеты — мысль столь же банальная, сколь и бесспорная. Эти бюджеты российское кино понемногу обретало с начала 2010-х. «Адмирал» Андрея Кравчука (2007) и «Обитаемый остров» Федора Бондарчука (2008) с бюджетами в несколько сот миллионов рублей открыли новую эпоху в российском кино. И хотя критики сетовали на сюжетные провалы, не всегда удачный кастинг и промахи в актерской игре, количество понемногу переходило в качество. В российское кино возвращались космические масштабы, почти забытые со времен грандиозных эпопей вроде «Войны и мира» и «Ватерлоо». До космоса было рукой подать.

Космическая тема взорвала отечественный кинематограф в 2017-м. Тогда на экраны вышли сразу три картины о покорении Вселенной. Историческое «Время первых» о полете экипажа Андрея Леонова и Павла Беляева и первом выходе человека в открытый космос, где главные роли сыграли Евгений Миронов и Константин Хабенский, стало первой за долгие годы картиной о космосе, достаточно точной с исторической и технической точки зрения (что неудивительно — консультантом на картине выступил сам Леонов). Публика оценила: бюджет картины в 400 млн рублей окупился сполна. Аудитория с восторгом приняла космическую тему: вышедшее в том же году «Притяжение» Федора Бондарчука о неравной схватке чертановской братвы с инопланетянами поставило рекорд проката, собрав более 1 млрд рублей.

Тогда же, в 2017-м, публике представили первый масштабный фильм молодого режиссера Клима Шипенко «Салют-7», драматическую историю спасения космической станции, основанную на реальных событиях. Получивший «Золотого орла» за лучший фильм и практически вдвое окупивший 400-миллионный бюджет «Салют-7» снимался при активном содействии Роскосмоса и РКК «Энергия»: государство оценило популярность темы у зрителя и готово было вкладываться в дальнейшее создание космических блокбастеров, успешно соединяющих голливудский уровень съемок с типично российскими обстоятельствами и характерами героев. «Вызов» пришел точно в срок: российское кино о космосе готово было перешагнуть на следующую, истинно космическую ступень.

Кадр из фильма  «Салют-7»

Кадр из фильма «Салют-7»

Фото: Канал Россия

«Вызов» с самого начала задумывался как проект, беспрецедентный по масштабам. В открытом конкурсе на главную роль приняло участие более 3 тыс. девушек (одна из них, летчица Галина Каирова, хоть и не попала в картину, зато получила приглашение в отряд космонавтов). Бюджет картины составил рекордные 5 млрд рублей, 4,5 из которых ушли на места в трехместном космическом экипаже — для Клима Шипенко и исполнительницы главной роли Юлии Пересильд. Компактная киногруппа провела на МКС 12 дней, отсняв более 30 часов видеоматериалов, из которых в финальную версию фильма вошли лишь 35 минут. И каждая из них стоила затраченных усилий.

Выход есть

На фоне бездонной пустоты и невероятных картин космического пространства всё второстепенное вдруг становится не важным, а главное, наоборот, предстает куда более зримо и весомо. И безо всякого сценария актеры выдают подлинные, человеческие эмоции. Страх, ужас, восторг, сомнения, трепет, неуверенность и детская, наивная радость на лице Юлии Пересильд — от момента, когда она поднимается в космическую капсулу, до финальной перед спуском на Землю встречи с космосом один на один. И именно эти водопады подлинных чувств тащат на себе сюжет, создавая философский подтекст, на который, возможно, и не рассчитывали сценаристы. Они заставляют задуматься о том, зачем человек ищет пути в неведомое и каким образом, оказавшись там, где лишь три миллиметра отделяют его от смерти, получает шанс по-новому увидеть наш мир и себя в нем.

Съемки фильма «Вызов»

Съемки фильма «Вызов»

Фото: START

Впрочем, первый полет в космос Юрия Гагарина тоже не обошелся без нештатных ситуаций. Из-за того что тормозная установка отработала с недобором импульса, автоматика заблокировала штатное разделение отсеков, и несколько минут корабль беспорядочно вращался, пылая, пока наконец кабели не перегорели в верхних слоях атмосферы. А в конце полета в скафандре космонавта не сразу открылся клапан подачи наружного воздуха, из-за чего космонавт рисковал задохнуться. И уж только личная подготовка и хладнокровие позволили космонавту не упасть вместе с капсулой в ледяную реку, а, управляя стропами, приземлиться на суше.

В любом случае российское кино можно поздравить. Создатели «Вызова» сумели снять космический фильм, впечатляюще передав зрителям красоту и ужас безграничного космоса. Остальное — материал для обсуждения профессионалами в ходе подготовки к будущим полетам.

Прямой эфир