Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США согласовали с Нигером дату вывода американских войск
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Мир
Посольство РФ призвало россиян в ДР Конго не посещать центр Киншасы после мятежа
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Мир
Министр обороны Великобритании обеспокоился союзом России и Китая
Мир
Теннисистку Джорджи обвинили в краже мебели на €100 тыс. с виллы в Италии
Спорт
Капитан «Спартака» Джикия сыграл свой последний матч за клуб
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Спорт
Рагозина поставила на победу Папина в бою с Чилембой
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Мир
В Евросоюзе заявили о наблюдении за ЧП с вертолетом президента Ирана
Мир
Опубликованы кадры обстановки во время поисков вертолета президента Ирана
Мир
Обвиняемый в покушении на премьера Словакии мог действовать не один
Мир
Одна из спасательных групп достигла возможного места жесткой посадки вертолета Раиси
Мир
Короля Саудовской Аравии обследуют врачи из-за температуры и болей в суставах

Прощание Данилы

Обозреватель «Известий» Светлана Наборщикова — о том, почему на смену персонажу Алексея Балабанова и Сергея Бодрова придет новый герой
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Даниле Багрову понадобилось всего два фильма, чтобы стать главным героем современного российского кино. И на смену ему за 25 лет так никто и не пришел».

Речь, как нетрудно догадаться, о герое знаменитой дилогии 1990-х «Брат» и «Брат 2» режиссера Алексея Балабанова. И герой, и дилогия, и ее создатели — главная тема большого подарочного издания «Брат. Незабытый герой. Культурный феномен, изменивший историю». Книга сценариста Андрея Захарьева и киножурналиста Михаила Володина появилась на книжных прилавках, а приведенная цитата, можно сказать, основной ее посыл.

Помимо текста издание включает порядка 200 фотографий со съемок, архивные материалы компании СТВ, интервью с актерами, оператором Сергеем Астаховым и продюсером Сергеем Сельяновым. «Кажется, теперь о «Брате» известно все. Но есть уверенность, что он с нами надолго», — резюмируют авторы.

По поводу «надолго» есть сомнения. На мой взгляд, монография, детально подведшая итог 25-летнего пребывания Данилы Багрова в статусе героя поколения, вольно или невольно вылилась в прощание с ним.

Но об этом позже. Сначала о том, почему эту книгу нужно прочесть.

Во-первых, она очень хорошо написана: отличный русский язык и четкая структура. Читать в зависимости от интереса к тому или иному разделу можно с любого места.

Во-вторых, история культовой дилогии ненавязчиво встроена в историю постсоветского кинематографа. Более того, по мысли авторов, во многом ею и является. Становление независимых студий, появление института продюсеров, новые форматы продвижения — это о «Брате», но и о сопутствующих фильмах тоже.

В-третьих, и это уже на заметку профессионалам индустрии, убедительно показано, что для эпохального кино необязательны большие финансовые затраты: первый «Брат» обошелся в половину суммы, на которую в те годы можно было снять полнометражный фильм. Главное — знать, что хочешь сделать, и иметь дело с людьми, работающими жадно и с удовольствием.

Наконец, многое прояснено в до сих пор загадочной фигуре Алексея Балабанова. Человек, стерший грань между зрительским и авторским кино, оказывается, не был тихим, задумчивым и витающим в облаках собственных идей. А был практичным, точным, умеющим ставить задачу таким образом, чтобы на нее хватило денег, времени и сил.

Задача с «Братом» была решена блистательна. Время решения —1990-e, и Данила Багров в них без остатка вписан. Будь он героем на все времена, стал бы персонажем фольклора. Но в отличие от Штирлица о нем не слагают анекдотов, не экстраполируют на день сегодняшний. Да, появились комиксы о Даниле (в книжке они упоминаются), сюжет фильмов Балабанова не повторяющие, но эта разовая акция, погоды она не делает.

Говоришь «1990-е» — подразумеваешь Данила Багрова, говоришь «Данила Багров» — подразумеваешь 1990-е. Недаром так заходит посетителям спецраздел на посвященной Балабанову выставке в петербургском «Севкабеле».

Можно прокатиться на трамвае, откуда без промаха стрелял Данила, посидеть в кладбищенской беседке, где его вразумлял Немец, увидеть на экранах Сергея Бодрова, ведущего программу «Взгляд», и еще множество свидетельств той эпохи.

«Предметы из обоих фильмов, экраны, рассказы создают эффект погружения в другую реальность», — подмечают авторы книги. Ключевое слово — другая. Не наша. Данила Багров — символ своей реальности, нынешней нужен новый, и он скоро появится.

Откуда такая уверенность?

Герои поколений рождаются на сломе эпох, а времена, создавшие Данилу и нынешние, похожи. И там, и там случился жесткий катаклизм, переформатировавший сознание людей.

Кем будет новый символ поколения — добровольцем, мобилизованным, жителем столиц или новых наших территорий, не суть важно. Важно, что балабановский брат стал старшим и может подсказать младшему, еще не родившемуся, универсальную формулу героя, которому поверят.

Она в книжке есть.

Цитата: «Тогда как многие режиссеры, напротив, искали максимальное количество точек соприкосновения актера и героя, Балабанов поставил на их максимальную разобщенность и несхожесть».

Зрители «Брата» поверили актеру-непрофессионалу, покоряющему органикой и совмещающим несовместимое. И непридуманному миру, центром которого он стал и который нужно было лишь грамотно зафиксировать. Как говорил оператор «Брата» Сергей Астахов, «жизнь, как идет, так она и должна туда зайти, в кадр».

А на риторический вопрос «В чем сила?» каждая эпоха дает свой ответ. Главное, чтобы тот, кто на него отвечает, стал братом если не всем, то многим.

Автор — доктор искусствоведения, профессор

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир