Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Главы МИД не менее 13 стран призвали Израиль отказаться от операции в Рафахе
Армия
Штурмовики ВС РФ отбили ключевой опорный пункт противника под Урожайным
Армия
Минобороны показало боевую работу ОТРК «Искандер» по целям ВСУ
Общество
Бриг «Россия» спустили на воду в преддверии праздника «Алые паруса»
Общество
Развожаев сообщил об успешном отражении атаки БПЛА на Севастополь
Происшествия
Средства ПВО подавили более 10 беспилотников над Новороссийском
Мир
CNN сообщил о неготовности ВСУ к российскому наступлению под Харьковом
Армия
«Известия» рассказали об иппотерапии для участников СВО в Харцызске ДНР
Мир
В Генштабе ВС РФ рассказали о количестве переданного с 2022 года ВСУ вооружения
Общество
Синоптик пообещал москвичам солнечные и теплые выходные
Общество
Действия прокуратуры могут привести к закрытию школы во Владивостоке
Мир
В конгрессе США одобрили законопроект о бесперебойных поставках оружия Израилю
Наука и техника
Российские ученые случайно отключили иммунитет бактерий
Мир
В Киеве снесли часовню Десятинного монастыря канонической УПЦ
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременный дождь и до +21 градуса в Москве 17 мая
Культура
Фильм Линклейтера «Я не киллер» вышел в России раньше релиза на Netflix
Мир
Антонов упрекнул США в непризнании независимости Латинской Америки

Суд для дела

Общественный деятель Петр Шелищ — о том, чем обернулся мораторий на проверки бизнеса для потребителей
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Мораторий на проверки бизнеса был установлен правительством в конце марта прошлого года — сначала до конца 2022 года, а потом и до конца 2023-го. Но сегодня мало кто сомневается, что он будет продлен и дальше, как мера, отчасти компенсирующая бизнесу потери от внешних санкций, валютных рисков, возросшей налоговой и неналоговой нагрузки. А чтобы потребители — слабая сторона в отношениях с продавцами и изготовителями товаров, исполнителями работ и услуг — не беспокоились о снижении своей защищенности, нам напомнили, что главное для государства теперь — это не проверки и наказание, а предупреждение нарушений.

Действительно, новое законодательство о государственном контроле переориентировало надзорные органы с выявления нарушений обязательных требований на их профилактику. По задумке регулятора, главным методом профилактики со стороны компаний должно было стать проведение самостоятельного обследования предприятия. Мы это приветствовали, поскольку издержки бизнеса в связи с избыточным контролем в конечном счете через розничные цены оплачивают потребители.

В декабре 2021 года Консультативный совет Роспотребнадзора рекомендовал компаниям, работающим на потребительском рынке, создавать корпоративные программы профилактики нарушений на основе самообследования, привлекая к участию в такой работе общественные объединения. Это помогло бы им улучшить отношения с потребителями своих товаров и услуг и получить репутационное преимущество.

Однако до сих пор ни одна компания даже не попыталась пойти по такому пути. Не сомневаюсь, что и не пойдет, пока нарушения, не вызвавшие серьезный общественный резонанс (а таких подавляющее большинство), гарантированно безнаказанны. Также не сомневаюсь и в том, что это негативно сказывается и на потребителях, и на добросовестных бизнесменах, которые оказываются перед выбором: нарушать или оказаться неконкурентоспособными. И негативные последствия будут только усиливаться.

Минэкономразвития с удовлетворением отмечает, что, по данным Роспотребнадзора, число нарушений в области защиты прав потребителей значительно снизилось. Но в действительности кардинально сократились отнюдь не нарушения, а возможности надзорного органа их фиксировать. Ведь признать какие-то действия на рынке нарушением можно только по результатам рассмотрения административного дела, а возбудить такое дело, если не произошло что-то из ряда вон выходящее, надзорный орган вправе только по результатам проверки, проведенной во взаимодействии с контролируемым лицом. Проводить же такие проверки ему запрещено.

В такой ситуации Роспотребнадзор заметно активизировал работу по пресечению системных нарушений на рынке посредством судебных исков в защиту неопределенного круга потребителей. Общественники также ведут работу в этом направлении — за прошлый год выиграно около 350 таких исков. Однако судебного решения о признании действий ответчика противоправными сегодня недостаточно для применения к нему предусмотренных КоАПом мер ответственности за подобные действия. И многие ответчики, пользуясь безнаказанностью, продолжают совершать те же нарушения.

На чем же основана эта безнаказанность? На статье 28.1 Кодекса об административных правонарушениях, установившей исчерпывающий список оснований для возбуждения административного дела, в котором нет решения суда по неимущественному иску в защиту неопределенного круга потребителей о признании действий ответчика противоправными. Такое решение может лишь послужить поводом для проведения проверки надзорного органа.

То есть фактически орган исполнительной власти, чтобы исполнить свой долг, должен «перепроверить» факт, установленный вступившим в законную силу судебным решением. Это не только противоречит основам российского законодательства, но в большинстве случаев и невозможно по объективным причинам — просроченный или фальсифицированный товар давно продан, сроки недобросовестного оказания услуги окончились и т.д. Не говоря уже о действующем моратории на такие проверки.

Это стало принципиальным пробелом в КоАПе, поэтому правительству следует внести законопроект о дополнении его статьи 28.1 новой частью 3.5: дела об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей могут быть возбуждены без проведения контрольных мероприятий, если вменяемые действия признаны противоправными решением суда.

Такое дополнение Кодекса существенно усилило бы возможности органов госнадзора и общественников по противодействию недобросовестным практикам на потребительском рынке путем судебной защиты и помогло бы избавить предпринимателей от ощущения полной безнаказанности за нарушения.

Автор — председатель общественной организации «Союз потребителей»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир