Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США согласовали с Нигером дату вывода американских войск
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Мир
Посольство РФ призвало россиян в ДР Конго не посещать центр Киншасы после мятежа
Мир
В Иране совершил жесткую посадку вертолет, перевозивший президента Раиси
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Мир
Министр обороны Великобритании обеспокоился союзом России и Китая
Мир
Теннисистку Джорджи обвинили в краже мебели на €100 тыс. с виллы в Италии
Спорт
Капитан «Спартака» Джикия сыграл свой последний матч за клуб
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Спорт
Рагозина поставила на победу Папина в бою с Чилембой
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Мир
Опубликованы кадры обстановки во время поисков вертолета президента Ирана
Мир
Обвиняемый в покушении на премьера Словакии мог действовать не один
Мир
Военные в ДР Конго заявили о предотвращении попытки госпереворота
Мир
Короля Саудовской Аравии обследуют врачи из-за температуры и болей в суставах

Байденово безумие

Политолог Александр Ведруссов — об опасном глобальном сценарии, который разыгрывает администрация американского президента
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Неужели в наших сердцах недостаточно любви для двух войн?» — вопрошает главный герой «Прослушки» (The Wire) в первой серии культового американского сериала. Сейчас в это сложно поверить, но еще не так давно в США считалось хорошим тоном подтрунивать над американским ультрамилитаризмом. Однако времена изменились. И вот уже министр финансов США Джанет Йеллен со звериной серьезностью рассуждает о том, что Америки хватит сразу на две больших войны — и на украинском, и на палестино-израильском треках.

Чем слабее реальные позиции Вашингтона на международной арене, тем жестче и наглее риторика. Похоже, что чувство исключительности не дает американцам трезво оценить их актуальное положение в мире. А оно близко к плачевному.

Администрация Байдена с гордостью заявляет о полусотне стран, которые под руководством США вот уже полтора года ведут по меньшей мере экономическую войну против России. И как результат? Вместо «разорванной в клочья» российской экономики — рецессия в Германии. Бегство капиталов и энергоемких производств из Евросоюза, который американцы жестко отрезали от дешевого трубопроводного сырья с Востока. И набирающие популярность в Венгрии, Словакии, Австрии национально-ориентированные силы, которые в мейнстрим-медиа на Западе принято именовать «пророссийскими».

Разумеется, позиции США на континенте по-прежнему сильны ввиду слабости самой Европы. Однако если ЕС как геополитический актив будет и далее девальвироваться, то неизбежно наступит момент, когда ценность обладания им станет сомнительной. Пусть даже в краткосрочной перспективе американцы еще попользуют Евросоюз не только как рынок сбыта для своего сланцевого газа по премиальным ценам, но и как плечики, на которые так заманчиво перекинуть львиную долю финансирования украинского эпизода.

Значительно хуже обстоят дела США на ближневосточном театре глобального противостояния. Отказываясь от роли адекватного медиатора и полностью становясь на сторону Израиля в конфликте с Палестиной и мусульманским миром, американцы своими же руками подрывают позиции Вашингтона в регионе. Когда наследный принц Саудовской Аравии сначала заставляет госсекретаря США несколько часов дожидаться аудиенции в Эр-Рияде, а затем и вовсе переносит встречу на следующий день — это пощечина, эхо которой услышали по всему Ближнему Востоку. Когда глава палестинской автономии c ходу характеризует так и не состоявшийся мини-саммит арабских лидеров и американского президента как «бесполезный», синхронно с королем Иордании и президентом Египта отказываясь тратить на него время, — это катастрофа.

Вашингтон потратил много лет и триллионы долларов на то, чтобы закрепиться на Ближнем Востоке. В регионе находятся десятки военных баз США, часть из которых уже стали мишенью для местных вооруженных группировок. Бесконечные войны, развязанные американцами по всему миру, почти никогда не приводят к официально провозглашенным Вашингтоном целям. Зато множат число тех, кто готов с оружием в руках бороться против американского военного присутствия. Можно себе только представить, на какой шпагат поставит Вашингтон необходимость растянуть дефицитный финансовый и силовой ресурс сразу на два крупных прокси-конфликта.

Дальше — больше. Противостояние США с КНР не только не снято с повестки дня ввиду более неотложных проблем, но и продолжает нарастать. Публичное обещание военного вмешательства американцев в случае обострения ситуации вокруг Тайваня озвучено на самом высоком уровне. 22 октября военно-морские силы Южной Кореи и Соединенных Штатов закончили многодневные противолодочные учения в водах около острова Гуам. Не первые и далеко не последние. Милитаризацию недружественных Китаю стран никто не отменял. А значит, на горизонте уже третий масштабный прокси-конфликт, в который американцы пытаются втянуть мир.

Проблема даже не в том, что США по старой памяти ведут себя как боевой слон в посудной лавке. Это их привычный почерк. Проблема в том, что администрация Байдена, расписывая эпичный сценарий «последней битвы демократии и авторитаризма» по всем глобальным фронтам, выглядит остро неадекватной реальному раскладу сил на планете.

Нагоняя антиисламскую волну в худших традициях Джорджа Буша – младшего, американцы неизбежно получат болезненную ответку от мусульманского мира. Пусть военные специалисты поправят меня, если это не так, но разве нескольких иранских гиперзвуковых ракет недостаточно для того, чтобы превратить знаменитые американские авианосцы в груду дымящегося металлолома?

Разве Северная Корея, обладающая и ядерным оружием, и средствами его доставки, не может в какой-то момент, как говорится, «психануть» и в ответ на очередную провокацию США нанести чувствительный удар по взбесившемуся гегемону или его союзникам в Азии?

В конце концов, а кто сказал, что терпение России безгранично и бесконечно? Что на Украину можно забрасывать с Запада всё что угодно и РФ сохранит «олимпийское спокойствие» при любой эскалации?

В свои лучшие годы американцы с трудом вытягивали военные конфликты сравнительно небольшой интенсивности с противником из другой весовой категории. Заведомо более слабым в военно-техническом отношении. И даже в этих условиях умудрились с треском провалиться и во Вьетнаме, и в Афганистане, и в Ираке. Кто-нибудь может объяснить, как американцы собираются разыгрывать противостояние одновременно на три фронта против соперников, не просто сопоставимых с США, но и неплохо научившихся координировать свои действия между собой?

То, что делает сейчас администрация Байдена, — форменное безумие, которое в случае чего едва ли получится списать на возраст и когнитивные особенности действующего американского президента. Равно как и рекордный 33-триллионный госдолг США, который продолжает расти со скоростью до $275 млрд в день. Да, эта крупнейшая финансовая пирамида в истории человечества пережила многие потрясения. Но это было во времена, когда «сказки вашингтонского леса» об американской исключительности произносились руководителями США уверенно, а не как салат из с трудом различимых слов и междометий. И вызывали восхищение, зависть, да пусть даже и ненависть. Но не брезгливые ухмылки.

Похоже, что президент Байден войдет в историю в амплуа человека, мастерски олицетворившего упадок американской империи. И всячески ему способствовавшего. В долгосрочной перспективе для нас это даже хорошо. Однако прямо сейчас Москве, Пекину и другим суверенным столицам придется приложить немалые усилия, чтобы утопающий гегемон не утянул за собой на дно весь оставшийся мир по принципу: так не доставайся же ты никому. Будем надеяться, что неприятность в лице неадекватной администрации Байдена мы переживем, а в 2024 году к власти в Вашингтоне придут сценаристы и режиссеры с более вменяемым скриптом. Что-то мне подсказывает, что ни мировая, ни американская публика смотреть сериал-апокалипсис с элементами дополненной реальности сейчас ну вот прям совсем не настроена.

Автор — руководитель аналитического центра «СтратегПРО»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир