Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Интернет и технологии
За три года на промышленность РФ было совершено около 600 тыс. попыток кибератак
Мир
Глава МИД Венгрии указал на полный провал стратегии ЕС и США по Украине
Мир
The Economist узнал о конфликте Зеленского со своими генералами
Мир
СМИ рассказали о страхе ВСУ из-за возможной сдачи Харькова властями Украины
Мир
Американист оценил влияние Тейлор Свифт на политическую жизнь США
Мир
Военный эксперт заявил о попытках США не давать развиваться ОПК других стран
Мир
Глава МИД ФРГ Бербок прибыла с необъявленным визитом в Киев
Происшествия
Средства ПВО сбили украинский дрон над Белгородской областью
Авто
ГИБДД объявила о снижении числа дорожных аварий в Москве
Мир
Тегеран представит результаты расследования гибели Раиси народу и лидеру Ирана
Мир
ЦАХАЛ проводит контртеррористическую операцию на Западном берегу
Политика
Эксперт указал на невозможность Киева вступить в ЕС из-за нелегитимности Зеленского
Мир
В Германии сообщили о серьезных перебоях в работе мобильной связи и интернета
Мир
В парламент Финляндии внесли позволяющий открыть границу с РФ законопроект
Авто
Мишустину в Нижнем Новгороде показали новую «Волгу»
Мир
На Украине заявили о риске для ВПК из-за отключений электроэнергии
Мир
Сийярто назвал сумасшедшими заявления политиков об отправке военных на Украину
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Как снимался один из главных шедевров мирового кино — «Андрей Рублев» Андрея Тарковского? Сколько версий фильма существовало? И как проходила его новейшая реставрация? Об этом решил рассказать сын великого режиссера, причем в формате документальной ленты. В апреле она выйдет в российский прокат, но «Известия» уже посмотрели ее и попытались разобраться, что же нового мы узнали из этой работы.

Андрей старший и младший

В сентябре прошлого года на Венецианском фестивале была представлена отреставрированная версия «Андрея Рублева», сделанная на основе авторской копии фильма — Тарковский показывал ее на творческих встречах, когда картину не хотели выпускать к широкому зрителю, а эмигрировав, забрал пленку с собой. Реставрацией ленты руководил сын режиссера, глава Международного фонда Тарковского Андрей Тарковский-младший. «Известия» подробно рассказывали об этом в преддверии фестивальной премьеры.

Теперь же наследник гения решил показать, как проходила реставрация, а вместе с тем и поговорить о самом «Рублеве» — вспомнить вехи его создания, начиная с появления замысла у Тарковского и Андрея Кончаловского, соавтора сценария, и заканчивая уже послепремьерными монтажными изменениями, из-за которых сегодня столько путаницы, что считать авторским вариантом.

Заметим, что для Андрея Андреевича тема «Рублева» — особая, личная. Он появился на свет в 1970 году, как раз в период борьбы Тарковского за выход этого фильма на экраны. Мать Тарковского-младшего — вторая жена Андрея Арсеньевича Лариса, с которой режиссер познакомился на съемках «Страстей по Андрею» (как изначально назывался сценарий). Но, впрочем, этот сюжет в документальной ленте не затрагивается. Да и самого автора в кадре нет. Зато — есть многие из работавших с Тарковским над «Рублевым».

сценарий
Фото: istituto internazionale andrej tarkovskij

«Он был невыносим»

Прежде всего это Кончаловский, объясняющий, почему в «Рублеве» вроде бы разрозненные новеллы вместо единого связного повествования.

— Я приехал, он говорит: «Слушай, не знаю, что делать: я снял 40 страниц сценария из 120, а у меня уже полнометражный фильм. Это всё не влезет, надо сокращать!» И мы стали просто вырывать страницы. Это ужас. Были очень красивые вещи, но их надо было выбрасывать! Поэтому нарушилась логика, она стала рваной… и уникальной, — вспоминает Андрей Кончаловский.

рублев съемки
Фото: istituto internazionale andrej tarkovskij

Другие важные спикеры — актеры: Николай Бурляев, сыгравший Бориску, и Юрий Назаров, воплотивший на экране образы Великого князя и Малого князя. Бурляев, правда, уже не раз рассказывал, как снималась замечательная сцена, когда его герой обнаруживает нужную ему глину, упав со склона. В недавней картине самого Бурляева «Боже, чувствую приближение твое!» он стоял на том же месте, где всё это происходило, и делился теми же подробностями со зрителями. Контекст, однако, был иной. Николаю Петровичу важнее было показать религиозные истоки творчества режиссера, представить его пророком. Тогда как Тарковский-младший, фокусируясь вроде бы на единственном произведении, создает более объемный образ отца. Гения, да. Но и шутника, франта, человека, полного страстей.

«Он был невыносим. Но это не значит, что его нельзя было любить», — отмечает Кончаловский, выразительно характеризуя товарища: «агрессивный, потому что незащищенный».

Бурляев же, вспоминая безжалостность режиссера, заставлявшего его снова и снова на холоде и в грязи скатываться по склону, признает: был готов сделать это столько раз, сколько бы тот ни попросил. И отмечает, что лишь со временем понял принцип работы Тарковского с актерами: он не дрессировал их и порой даже не давал конкретных рекомендаций перед сценой, отделываясь нарочито циничными фразами («Тебе платят за смену, вот и играй»), а подспудно вовлекал в свой мир.

кадры
Фото: istituto internazionale andrej tarkovskij

Слово Тарковского

Нельзя сказать, что в ленте Тарковского-младшего много принципиально новых сведений, да и можно ли сегодня претендовать на большой эксклюзив в отношении такого известного, созданного более полувека назад шедевра? Зато ценной составляющей становятся кадры «Рублева», не вошедшие в финальный монтаж, съемки со съемочной площадки, где мы видим режиссера, выдержки из сценария.

Плюс к этому документалка расставляет точки над i в запутанном вопросе о версиях «Рублева». Марианна Чугунова, ассистентка Тарковского на «Рублеве», объясняет: после первого показа режиссер продолжил шлифовать ленту, а большинство показов, на которых произведение представлял сам автор, проводились с использованием его личной позитивной копии. Ее реставрации и посвящена финальная часть работы Тарковского-младшего. Здесь можно увидеть и пленку как таковую, и итальянских специалистов, занимавшихся оцифровкой, покадровой обработкой видео, очисткой оригинального звука (который, однако, остался в моно — как оно и было изначально).

лошадь
Фото: istituto internazionale andrej tarkovskij

Несмотря на то, что продолжительность документальной ленты соответствует полнометражному формату — 68 минут, она не претендует на исчерпывающий рассказ о великом фильме. Здесь тоже несколько новелл, каждая из которых сфокусирована на каком-то аспекте создания «Рублева». Теоретически таких эпизодов могло быть существенно больше. Например, практически ничего не сказано о музыке, о бюджетных сложностях (из-за них, как известно, не удалось снять сцену Куликовской битвы), о дискуссиях вокруг картины. Но даже если бы это и было, «Рублев», как и остальные картины Тарковского, всё равно остался бы открытой книгой. Вечным предметом для осмыслений, интерпретаций и споров. Тем не менее вклад Тарковского-младшего в этот бесконечный процесс изучения «Рублева» важен уже хотя бы в силу его корней и погруженности в художественное наследие отца.

«В начале было слово. Почему, папа?» — говорит в финале «Жертвоприношения», последнего фильма Тарковского, мальчик, сын главного героя, прежде молчавший. Теперь сын самого Андрея Арсеньевича сказал свое слово о столь важном проекте отца. И хочется верить, что это только начало.

Прямой эфир