Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Пловцы РФ выполнили норматив для участия в Олимпийских играх во Франции
Армия
Расчет РСЗО «Ураган» уничтожил командный пункт ВСУ на южнодонецком направлении
Мир
Корреспондент «Известий» показал работу артиллеристов на донецком направлении
Здоровье
Врач назвала сопровождающие снижение аппетита заболевания
Наука и техника
SpaceX запустила ракету Falcon 9 с европейским спутником Galileo
Мир
В США больше 700 студентов были задержаны в ходе пропалестинских протестов
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Николаеве
Мир
Премьер Португалии заявил об отсутствии намерения выплачивать репарации
Мир
Axios узнал о готовности Израиля к устойчивому урегулированию в Газе
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Хмельницкой области
Общество
Стало известно о задержании брата фигуранта дела о теракте в «Крокусе» Курбонова
Мир
Постпредство РФ при ООН ответило на пост посла Литвы о Крымском мосту
Мир
Украина запросила у немецкой компании более 800 разведывательных дронов
Мир
В БАПОР заявили о гибели 13 тыс. детей в секторе Газа
Армия
Экипажи БМП-3 уничтожили огневые точки и живую силу ВСУ в зоне СВО
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду в Москве 28 апреля
Общество
Лидер «Коррозии металла» сообщил о задержании на концерте в Нижнем Новгороде

25 лет назад

Балканист Милан Лазович — о бомбардировках Югославии в 1999 году и нынешних отношениях Белграда с НАТО
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В эти дни исполняется четверть века с начала агрессии НАТО против Югославии. 24 марта 1999-го стартовала операция Североатлантического альянса под названием «Союзническая сила». В России многим эти дни запомнились знаменитым «разворотом над Атлантикой», когда премьер-министр Евгений Примаков, направляясь с визитом в США, приказал развернуть самолет над океаном в знак протеста против натовской операции.

Бомбардировки Белграда и других югославских городов продолжались 78 дней, унеся тысячи жизней гражданского населения. Следует напомнить, что военная операция проходила без санкции Совета Безопасности ООН, а следовательно, была нелегитимной и стала не чем иным, как актом агрессии против суверенного государства. Более того, бомбардировки Союзной Республики Югославия (СРЮ) носили явно антигуманный характер: не проводилось разделения на военную и гражданскую инфраструктуру, удары наносились массово и без разбора. Ярким тому примером считается попадание снаряда в посольство КНР в Белграде. В результате ударов странами НАТО также широко применялись снаряды с обедненным ураном, последствия чего в Сербии ощущаются до сих пор: страна остается одним из лидеров по онкологическим заболеваниям в Европе.

20 марта российская Госдума на пленарном заседании рассмотрела инициативу совместного обращения Федерального собрания к ООН, международным парламентским организациям и парламентам иностранных государств в связи с 25-й годовщиной начала бомбардировок. Российская сторона намерена призвать международное сообщество осудить военную операцию и принять меры по привлечению государств Североатлантического альянса к ответственности за прямую агрессию.

Стоит отметить, что военной операцией коллективный Запад по большей части достиг своих целей. В Сербии была насильственным путем произведена замена власти. В 2000 году в результате «бульдозерной революции» был отстранен легитимный на тот момент президент Слободан Милошевич, а позже передан Международному трибуналу по бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге. К власти в стране пришли люди, лояльные Западу, однако при этом не готовые признать независимость Косово. На сегодня ситуация несколько изменилась. Нынешнего сербского президента Александра Вучича нельзя назвать однозначно прозападным: он небезуспешно проводит политику многовекторности и балансирования, что вызывает раздражение и растущее давление на Белград со стороны западных стран.

Вместе с тем, несмотря на трагические события марта – июня 1999 года и тот факт, что в сердцах сербского народа и руководства страны жива память о них, Сербия сегодня достаточно тесно сотрудничает с Североатлантическим альянсом, официально провозгласив при этом военный нейтралитет. В 2015 году сербский парламент ратифицировал подписанное годом ранее соглашение SOFA (Status of Forces Agreement) с НАТО, согласно которому страна в определенной степени становится членом блока. То есть Белград сейчас имеет ряд обязательств перед западными партнерами — к примеру, речь идет о беспрепятственном предоставлении коридора для военных альянса в случае необходимости. Но Сербия при этом не имеет никаких прав и не может расчитывать на задействование статьи 5 Североатлантического договора, которая закрепляет принцип коллективной самообороны.

В том же году Белград подписал с альянсом еще одно дополнительное соглашение о сотрудничестве в ключевых областях в военной сфере. Вдобавок ко всему сербская сторона регулярно участвует в совместных военных учениях с НАТО. Примечательно, что до 2022 года Белград также ежегодно участвовал в подобных маневрах с Россией, которые назывались «Славянское братство». С началом российской СВО на Украине власти Сербии заявили о приостановке всех военных учений с иностранными партнерами, однако уже летом 2023-го мораторий, по всей видимости, был снят — в Сербии прошли натовские учения «Платиновый волк». Официальных комментариев по этому поводу сербские власти не давали.

Получается несколько парадоксальная ситуация. При остром конфликте в 1990-х годах, явном акте агрессии со стороны альянса, подавляющем неприятии натовской темы в сербском обществе и, самое главное, официально провозглашенном военном нейтралитете Белград сегодня продолжает активное сотрудничество с Североатлантическим альянсом. Об этом, в частности, говорил Вучич в ноябре прошлого года на встрече с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом, отметив, что Сербия стремится расширить и укрепить сотрудничество с блоком.

Парадокс отчасти обусловлен политикой балансирования, что стало особенно актуально в контексте обострившихся отношений России с Западом и кризиса безопасности в Европе. Вучича многие называют гением политических игр и маневров. Эти оценки подтверждаются действиями: Сербия наряду с Боснией и Герцеговиной (за счет позиции Республики Сербской в лице Милорада Додика) и Белоруссией остается страной, которая последовательно и принципиально отказывается от ограничительных мер в отношении Москвы. А также от признания независимости Косово. Именно эти два вопроса остаются ключевыми для Брюсселя, и именно по ним он продолжает оказывать давление на Белград.

Поэтому Вучичу приходится делать периодические реверансы в сторону Запада: будь то расширение сотрудничества с НАТО, углубление связей с ЕС и увеличение объемов финансирования из Брюсселя, голосование по антироссийским резолюциям в ООН и так далее. Ключевым вопросом остается по-прежнему следующий: как долго такая политика может продолжаться без нанесения ощутимого ущерба для самой Сербии и ее народа? Есть риск, что рано или поздно «западные коллеги» сумеют загнать Белград в тупик, где ему придется делать выбор: Косово и Россия с жесткими санкциями либо полная интеграция в западные структуры и превращение в страну, настроенную крайне враждебно к Москве.

Тем не менее пока представляется абсолютно невозможным сценарий, при котором Сербия превратится в жесткий вариант «анти-России» по типу стран Прибалтики или Польши. И причины тому достаточно просты: сербский народ в подавляющем своем большинстве консервативен, выступает за традиционные ценности и не торгует исторически дружескими отношениями, которые складывались с Россией веками, в угоду сиюминутным политическим интересам. В этом смысле годовщина агрессии НАТО против Югославии — еще один повод вспомнить об истинных намерениях Запада в отношении тех, кто не согласен с «миром, основанным на правилах».

Автор — программный координатор Российского совета по международным делам

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир