Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российские танкисты продолжили вытеснять ВСУ под Старомайорским
Мир
Кабмин Украины выделил более $390 млн на закупку БПЛА
Мир
Страны G7 договорились продолжить работу в направлении отказа от российского газа
Политика
Лавров и глава МИД Таджикистана обсудили меры по профилактике терроризма
Мир
Глава МИД Венгрии обвинил западных политиков в одержимости ядерной войной
Происшествия
В ДНР сообщили о минировании ВСУ окраин Донецка немецкими минами
Мир
WSJ узнала об оценке НАТО вероятности нападения России на соседей
Интернет и технологии
В России кибератаки на сервисы покупки билетов выросли в два раза с начала апреля
Общество
Суд в Москве арестовал обвиняемых в поджоге вертолета на московском аэродроме
Общество
В Херсонской области задержали участницу украинского нацбатальона
Армия
Средства ПВО уничтожили три беспилотника ВСУ над Курской и Белгородской областями
Мир
Bloomberg сообщило о желании Макрона углубить связи с главой КНР
Армия
ВС России поразили ангар для сборки ударных беспилотных самолетов ВСУ
Мир
Конгрессмен Биггс призвал не давать больше денег Украине
Общество
Аксенов предупредил о несдетонировавших суббоеприпасах ракет ATACMS
Мир
Политолог объяснил снос памятников на Украине желанием переписать историю
Мир
Власти Дании отменили авиашоу Danish Air Show из соображений экономии
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Блокбастер от создателей «Притяжения», «Вторжения», «Льда» и «Сто лет тому вперед» — это совсем не ремейк «Гостьи из будущего» и точно не экранизация одноименной повести Кира Булычева. Скорее, перед нами попытка соединить опыт американских супергеройских фильмов, японских аниме-сериалов и даже видеоигр, чтобы создать зрелище, равного которому в России еще не делали. И действительно: получился аудиовизуальный аттракцион, который может тягаться со многими сверхдорогими западными аналогами. Хотя и есть над чем дальше работать, что тоже хорошо заметно.

Алиса, как же нам встретиться

Начнем сразу с будущего. Там, в 2124 году, учится в московской школе розововолосая Алиса. Она с детства знает, что сто лет назад на Землю прилетели добрые инопланетяне, принесли космические технологии, кое-кто поселился прямо у нас. В классе Алисы полно иммигрантов из других галактик.

Актриса

Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»

Фото: Централ Партнершип

Но Алиса замкнута и грустна, она скучает по матери, Кире. Много лет назад Кира, герой борьбы против космических пиратов, бесследно исчезла, но девушка верит, что та застряла где-то, как Мэттью Макконахи в «Интерстелларе», и подает оттуда невидимые сигналы. Папа (Константин Хабенский) и робот-помощник (голос Федора Бондарчука) пытаются разубедить Алису. А потом она встречает Колю.

Коля — балбес и авантюрист, ученик из 2024 года, набрел на артефакт, который застрял в его теле и может посылать своего обладателя (а вместе с ним и его друзей) либо на сто лет вперед, либо на сто лет назад. Похоже, Алисе нужно срочно отправиться с юношей в прошлое, потому что там наверняка она встретит свою мать Киру. Спойлер — встретит, Кира работает учителем физики в Колиной школе, ее играет Виктория Исакова.

актер

Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»

Фото: Централ Партнершип

Насладиться прыжками во времени и завязывающимся романом Алисе и Коле мешают космические пираты. Один мрачен, молчалив и наполнен разного рода мистическими мыслями, его играет Юра Борисов. Второй не в меру смешлив и коварен, в этой роли выступил Александр Петров — он играл и в «Притяжении», и во «Вторжении», и во «Льде», ничего удивительного, что тут у него большая партия. Правда, тут он отрицательный персонаж, но это всё равно наш любимый Саша Петров, и мы в его неисправимость, конечно, вряд ли поверим.

Всем этим сюжет, в общем, исчерпывается. В «Сто лет тому вперед» сложно найти те смыслы, которые, например, были в том же «Притяжении», лучшем пока проекте Михаила Врубеля и Александра Андрющенко (последний здесь дебютировал как режиссер). Там была рефлексия на тему ксенофобии, которая во «Вторжении» была дополнена темой информационного шума и разного рода фейков в медиапространстве.

Кадр из фильма

Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»

Фото: Централ Партнершип

В данном же случае, и это, пожалуй, самое грустное, смыслов нет никаких. Это просто фэнтезийный экшен, в котором «как» всегда важнее, чем «что». Чистое приключение, позволяющее удивлять техническим качеством, а не изобретательностью сценария, проработкой персонажей, их отношений и тем более — философией.

Какая там философия! Найти маму, спасти Вселенную, поцеловать девушку — это ближе даже не к «Марвелам», а к «Трансформерам», и такая облегченность, скорее всего, диктуется вовсе не неумением. Наоборот, команда, создавшая фильм, не раз доказывала свою способность делать умное кино. Но производственный бюджет превышает 600 млн рублей, рекламный, скорее всего, приближает общую сумму к миллиарду, и рисковать такими деньгами никто не хочет. Важно было сделать так, чтобы семейная аудитория 6+ точно не испугалась фильма. И чтобы у него не возникло никаких других проблем. Поэтому «Сто лет вперед» безобидны и простодушны, насколько это вообще возможно.

кадр из фильма

Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»

Фото: Централ Партнершип

При этом фильм очень остроумен. У молодой звезды Марка Эйдельштейна, которого сравнивают с Тимоти Шаламе (на самом деле ничего общего), такое количество текста, что он едва успевает произносить свои остроты, комментируя происходящее. Да и этот Коля — не лопух из «Гостьи из будущего». Он нарывается на все возможные неприятности, норовит получить по физиономии от каждого встречного и пишет очень плохой рэп, который, к нашему счастью, в итоге почти не читает в кадре. Болтлив Коля, болтлив Весельчак Петрова, чрезвычайно словоохотлив робот Вертер — и только харизма Федора Бондарчука помогает ему не утомлять нас своими ремарками.

Хорошо, что Алиса говорит не очень много, Даша Верещагина больше внимания уделяет эмоциям персонажа, чем репликам. Потому что про ее героиню и так всё сразу понятно, поэтому лучше молчать и действовать.

Скорость как панацея

Зато всё это — красиво. И не просто красиво, а как-то ностальгически, потому что постоянно напоминает какие-то любимые франшизы и хиты из далекого детства. Например, футуристические пейзажи словно списаны из Final Fantasy VIII. Сцены погони — с «Бегущего человека». Весельчак и инопланетяне — привет «Пятому элементу».

Рукопашные бои длятся настолько долго, что любой зритель догадается: экономили на компьютерных эффектах, потому что по-другому недостаток бластеров и других пулеметов не объяснишь, но при этом бои эти всё равно красивы, динамичны, с рапидами чуть ли не в стиле «Матрицы». Да, мало инопланетных персонажей: их хватило только на сцену в классе Алисы в начале фильма, как будто после этого тизера стало ясно, что впихивать эти существа в другие сцены будет слишком дорого.

кадр из фильма

Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»

Фото: Централ Партнершип

Но об этом думаешь уже после фильма, потому что во время него — некогда. Нужно мчаться вслед за Алисой, Колей и их друзьями, которые совершенно запутались в пространственно-временных континуумах и запустили целый ряд «эффектов бабочки». Что, конечно, отсылка не столько к Булычеву, сколько к любимому поколением Андрющенко и Врубеля «Назад в будущее», важнейшей трилогии, которая, пожалуй, сильнее действовала на сознание, чем «Звездные войны» и «Индиана Джонс», вместе взятые.

Экстерьеры, да — пустынны и безлюдны, зато интерьеры детализированы в такой мере, чтобы непрофессиональный зритель не обратил на это внимания. Это особенно касается школы Коли, которая, кстати, подозрительно напоминает школу из «Нелюбви», правда, дальше реминисценции дело не идет, никаких смысловых аллюзий ждать не стоит. Хотя мальчик пропал и там и там.

кадр из фильма

Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»

Фото: Централ Партнершип

В этом фильме много любви к кино и вообще к поп-культуре. Авторы обожают Москву, и когда герои кричат: «Это наш район!» — зал взрывается аплодисментами. «Сто лет вперед» — кино оптимистичное, очень простое, мотивирующее и развлекающее, оно снято на нестыдном уровне, его приятно вспоминать. Пожалуй, даже стоит дождаться продолжения, если оно будет.

Конечно, когда смотришь его, понимаешь, насколько далеки мы еще от уровня тех самых марвеловских блокбастеров с их многофигурными композициями, сложными конфликтами, эволюцией персонажей, публицистическим пафосом и всем тем, над чем работают лучшие специалисты в мире с бюджетами, на которые можно было бы снять десятки таких фильмов, как «Сто лет тому вперед». Но уже сейчас, выбирая между «Сто лет тому вперед» и «предсеансовым обслуживанием» в соседнем кинотеатре, многие справедливо выберут первый вариант. Не из патриотизма или любви к Булычеву, а потому, что такого кино у нас пока не было. Но точно еще будет, и надеемся, что не через сто лет тому вперед.

Прямой эфир