Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Пожар на складе в Новосибирске локализован на площади 3,2 тыс. кв. м
Общество
В России суд впервые оштрафовал блогера за плагиат видео в социальной сети
Общество
В Оренбурге во время наводнения волонтеры спасли 180 кошек и собак
Мир
Песков заявил о давлении со стороны США на другие страны при помощи санкций
Мир
В Кремле сожалеют из-за отказа волонтерам с гражданством РФ работать на ОИ в Париже
Мир
Посольство США в Грузии поддержало выступающих против закона об иноагентах
Экономика
Правительство утвердило третий этап модернизации БАМа и Транссиба до 2035 года
Мир
Байден назвал причиной проблем в экономике Японии «ксенофобию»
Авто
В России триколор на номерах машин может стать обязательным
Мир
Экс-депутат Словакии указал на отсутствие у Запада права поставлять оружие ВСУ
Политика
В Госдуме указали на ответственность Запада за трагедию 2 мая в Одессе
Мир
СМИ оценили объем реальной гумпомощи Газе в три раза меньше заявленного Израилем
Общество
В Донецке возложили цветы в память о жертвах трагедии в Доме профсоюзов в Одессе
Мир
Захарова выразила уверенность в возмездии для виновных в пожаре в Доме профсоюзов
Мир
Песков назвал голословными обвинения США в адрес РФ в использовании химоружия
Мир
Постпред Украины при ООН намекнул на «исчезновение» Крымского моста
Общество
Пушилин указал на разделение мира после трагедии в Одессе

Игра с классиком: почему «Тартюф» Марчелли не оправдал ожиданий

Театр Моссовета предлагает взглянуть на бессмертную комедию Мольера под градусом семейной драмы
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Увидеть в «Тартюфе» Мольера семейную драму с почти трагическим финалом, а вовсе не обличающую нравы комедию предлагает Евгений Марчелли. Однако говорить о радикальности прочтения не приходится. И самый интересный, волнующий сюжет премьеры разворачивается не на сцене, а за кулисами. «Известия» выяснили, почему режиссерские находки худрука не затмили скандал вокруг заявлений Александра Домогарова о проблемах труппы.

Всё смешалось в доме Оргона

Кому-то покажется, что в 2024 году пьеса французского сатирика устарела. Сколько ни обличай глупость, ханжество и лицемерие, лучше не будет. С другой стороны, чем не лучшее время, чтобы вспомнить «нетленку»? Не слишком ли много сейчас появилось таких «святых Тартюфов»?

Вероятно, намеков на актуальные события и персонажей наших дней ждали многие зрители от премьеры в Театре Моссовета. Обнадежило и имя режиссера: Евгений Марчелли известен тем, что ищет новые смыслы и иначе расставляет акценты в уже знакомых историях. И в данном случае он действительно приготовил сюрприз. Своего зрителя Марчелли просит не ждать комедию. В программке черным по белому написано: «Трагифарс. Кино».

В камерном пространстве тесно и громко, как раз под стать небольшому кинотеатру. «Тартюфа» играют на сцене «Под крышей», а зрительный зал на 50 мест разделяет условный подиум — можно разглядеть всё. Декорация не похожа на просторную парижскую гостиную середины XVII века, это скорее танцплощадка неопределенной эпохи. В пелене дым-машины, брызгах конфетти и лучах светомузыки туда и обратно мелькает скопление белолицых мужчин в длинных париках и дам в блестящих пайеточных платьях. Молодая госпожа Эльмира веселится в окружении пасынка, падчерицы и прислуги. В эпизодах заявлены артисты присоединенной к театру студии «Мост», а в словах главных героев отчего-то звучит проза, а не хлесткий мольеровский стих.

— Мольер писал в стихах, но это прозаический перевод (перевел с французского Е. Федюкин. — «Известия»). Мы его выбрали, потому что рассказать эту историю в той самой легкой форме сатирической комедии, которую имел в виду Мольер, театру будет не совсем интересно, — пояснил журналистам режиссер.

В доме Оргона — праздник жизни. Господин-вдовец снова женат. Эльмира юна, она почти ровесница его детей от первого брака (исполнитель роли главы семейства Валерий Яременко чуть позже деликатно подчеркнет, что старше своей партнерши Дарьи Балабановой почти на 40 лет). Для Марчелли интриги мнимого святоши Тартюфа лишь повод для исследования отношений Оргона и его жены Эльмиры.

Эстетика праздничной мишуры подчеркивает искусственность происходящего. Вот и народная артистка РФ Ольга Остроумова, она же матушка, она же госпожа Пернель, с укором смотрит на родственников. А что подумает праведник Тартюф? Назревает скандал.

Кто за кулисами

Скандал же вокруг «Тартюфа», то есть самой постановки, назрел давно. О конфликте Марчелли и народного артиста России Александра Домогарова, служившего в Театре Моссовета около 30 лет, не слышал только ленивый. По мнению актера, с приходом в 2020 году Марчелли на должность худрука политика театра сильно изменилась, художественная ценность постановок упала, а внутри труппы произошел раскол. Как следствие, в 2021 году из театра ушел Виктор Сухоруков. Сам Домогаров взял длительный отпуск, продолжая критиковать новое руководство уже по ту сторону баррикад.

Складывалось ощущение, что на фоне конфликта с худруком и публичных жестких высказываний Домогаров доиграет последние спектакли и уйдет окончательно. Однако артист не только не ушел, но вернулся и вскоре приступил к репетициям в «Тартюфе» главной роли, которую должен был делить с актером Виталием Кищенко. Казалось, в истории поставлена если не точка, то многоточие, но до публики Тартюф–Домогаров так и не добрался. Прошлой осенью стало известно об отстранении артиста от участия в спектакле. «Не отстранение, а личная инициатива», как позже прокомментируют в театре. Руководство сослалось на слишком плотный график артиста.

Сам Марчелли заявлял, что критику артиста воспринимал как эмоциональные высказывания, сетуя, что, возможно, не дал ему «необходимого внимания и любви». Тем не менее, единственным лицом Тартюфа в Театре Моссовета стал Виталий Кищенко.

Другая история

Впрочем, оказывается, что отсутствие Домогарова — не главная проблема спектакля, а интрига вокруг его (не)участия — интереснее того, что мы увидели на сцене. «Тартюф» в Театре Моссовета совсем лишен темы религиозного лицемерия, в жертву принесены легкость и сатира. Вместо этого Марчелли перечитывает мольеровскую классику с интонацией семейной драмы.

— Мы решили рассказать другую историю. Когда очень взрослый человек женится на молодой девушке и попадает в очень сложную для себя ситуацию, которую он каким-то образом должен разрешить. И на протяжении всего спектакля он решает вопрос, как ему жить дальше: уничтожить эту любовь или принять предполагаемую измену, — отметил режиссер.

2 часа 10 минут проходят почти в тишине. Любовные разборки молодых Марианы и Валера вызывают редкие смешки, а пересматривать в третий раз подряд сцену соблазнения Тартюфа Эльмирой становится немного утомительно. Если Мольер был парень рискованный, при его жизни комедию даже запрещали, то Марчелли, наоборот, сглаживает углы. Его прочтение «Тартюфа» — слишком аккуратное. Нейтральное. Что ж, может, это само по себе красноречиво и иронично.

Прямой эфир