Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин распорядился учредить медаль «Всемирный фестиваль молодежи 2024 года»
Общество
В Москве зафиксировали самое холодное 7 мая за последние 25 лет
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Коалиция США восемь раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Происшествия
В Луганске в результате взрывов в промышленном районе города начался пожар
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Генсек ООН Гутерриш направит Путину письмо в связи с инаугурацией
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Уже второй законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов не нашел поддержки властей. Государственно-правовое управление (ГПУ) президента раскритиковало документ парламентариев, который предполагал запрет на взимание с людей денег за возврат товаров. Ранее правительство не поддержало другой проект закона, определяющий ответственность площадок за качество продаваемых товаров. Будет ли третья попытка и каким должно быть регулирование — в материале «Известий».

Нет оснований

Законопроект о государственном регулировании маркетплейсов еще в марте 2024 года внесли в Госдуму сенатор Андрей Кутепов и депутат «Единой России» Владимир Гутенев. Речь идет о поправках в закон о торговле.

В частности, депутаты предложили прописать главные аспекты работы маркетплейсов: например, требования к договорам агрегаторов, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ), условия организации деятельности платформ. Законопроект также обозначает правила работы компаний, которые занимают значимое положение на рынке. Кроме того, проект поясняет, в чем будет заключаться государственный контроль за этой отраслью.

Предполагалось, что новые правила должны вступить в силу 1 марта 2025 года.

папки в госдуме
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

В 2023 году на долю маркетплейсов пришлось более 50% от общего объема онлайн-торговли, говорится в пояснительной записке к проекту. Отсутствие регулирования этого сегмента дает компаниям неограниченную возможность менять условия работы. Это может привести к ценовым нарушениям, созданию неблагоприятных и дискриминационных условий для их партнеров и спровоцировать социальное напряжение, резюмировали парламентарии.

ГПУ президента раскритиковало предложения парламентариев: «оснований для поддержки законопроекта не усматривается». Чиновники указали, что он «характеризуется низким качеством юридической техники», авторы выбрали неточные либо некорректные определения ряда терминов, которые фигурируют в документах.

склад товаров
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Более того, некоторые нормы противоречат действующему законодательству. Так, парламентарии предлагают запретить маркетплейсам взимать деньги с покупателей за возврат товаров. При этом закон о защите прав потребителей оставляет такое право за продавцами — они могут возвращать понесенные расходы, например, на доставку. Поэтому такая ситуация «с высокой вероятностью приведет к судебным спорам и различным злоупотреблениям», уверены в ГПУ.

Согласно законопроекту, стоимость всех услуг, которые маркетплейсы оказывают своим партнерам, не может превышать 10% от общей стоимости их товаров. Причем в пояснительной записке «отсутствуют какие-либо обоснования выбранных предельных значений стоимости услуг». Это кончится тем, что компаниям станет невыгодно их оказывать, а речь идет, например, о перевозке, хранении продукции на складах агрегаторов или ее продвижении, говорится в отзыве управления.

В Совете Федерации не стали комментировать мнение ГПУ. «Известия» направили запросы представителям Владимира Гутенева, а также крупнейшим маркетплейсам.

Новое регулирование

Это не первый законопроект о маркетплейсах, который раскритиковали в ГПУ президента. Как ранее писали «Известия», позиция управления стала главной при формировании отрицательного отзыва правительства на проект об агрегаторах от депутатов сразу нескольких фракций — «Справедливой России — За правду», КПРФ, «Единой России» и ЛДПР.

Они предложили запретить площадкам собственные продажи товаров, если выручка компании превышает 150 млрд рублей, а также ввести ответственность электронных площадок за качество реализуемой продукции плюс упорядочить сферу отношений платформ с контрагентами. Один из основных авторов документа Дмитрий Гусев подчеркивал «Известиям», что депутаты уже готовят отдельный законопроект, который в целом коснется всех компаний интернет-торговли.

онлайн покупка
Фото: TASS/Zuma

Отзыв правительства на законопроект Кутепова — Гутенева еще не готов, сказал источник «Известий» в кабмине. Хотя часть ведомств подготовили свои позиции. Так, например, Роспотребнадзор «концептуально поддерживает цели законопроекта». Тогда как в Минцифры считают, что «регулирование отношений между владельцами маркетплейсов, продавцами и покупателями на уровне отдельного федерального закона избыточно».

В Минэкономразвития уверены, что «вопрос совершенствования регулирования торговой деятельности с использованием сети интернет заслуживает внимания». В Минпромторге и правительстве на запрос «Известий» не ответили.

Компании и власти понимают, что вопрос регулирования маркетплейсов назрел — необходимо законодательное закрепление базовых практик площадок, сказал президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.

cклад товаров
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

— Но оно не должно носить исключительно ограничительный характер для компаний, а напротив, способствовать развитию всех участников отрасли, — отметил он. — Модель маркетплейса стала важной частью экономики России, она способствует развитию предпринимательства в регионах, протягивает доставку в различные уголки страны, выходит на зарубежные рынки, поэтому и подход к регулированию должен быть реализован внимательно.

Сейчас уже стало очевидно, что действующее законодательство в отношении торговли не вполне справляется со своей задачей в части онлайн-площадок, сказал «Известиям» глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.

По мере развития электронной коммерции и роста роли агрегаторов возникли проблемы, которые бизнес не в состоянии решить самостоятельно. Прежде всего речь идет о соблюдении базовых прав потребителей на обмен и возврат товаров, об организации надлежащего контроля со стороны площадок за поставщиками и ассортиментом, а также о выстраивании сбалансированных отношений с ПВЗ и продавцами, — отметил он. — В таких условиях неизбежно начали появляться законодательные инициативы, призванные разрешить указанные проблемы.

Необходимость дополнительного регулирования деятельности агрегаторов уже не вызывает никаких сомнений, уверен эксперт. Вопрос только в правильном выборе механизмов, которые должны одновременно повысить защищенность потребителей, а также способствовать обелению рынка и его дальнейшему развитию, резюмировал он.

Прямой эфир