Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Подъезд обрушился в многоэтажке в Белгороде из-за прямого попадания снаряда ВСУ
Политика
Профильный комитет ГД поддержал кандидатуру Голиковой на должность вице-премьера
Экономика
Российские регионы направляют 95 млрд рублей на поддержку многодетных семей
Спорт
В Чехии намерены отбирать российские флаги у болельщиков на ЧМ по хоккею
Армия
ВС РФ освободили еще четыре населенных пункта в Харьковской области
Политика
Комитет ГД поддержал кандидатуру Мантурова на пост первого вице-премьера
Общество
Спасатели дважды прерывали работы на месте обрушения в Белгороде из-за угрозы обстрела
Общество
В Белгороде организована раздача гуманитарной помощи пострадавшим
Общество
Суд арестовал водителя упавшего в Мойку автобуса
Происшествия
Крыша белгородской многоэтажки обрушилась во время разбора завалов
Мир
Сырский сообщил о сложном для ВСУ положении в Харьковской области
Политика
Захарова назвала теракт в Белгороде новым звеном в цепочке преступлений Киева
Происшествия
Иномарка с пятью пьяными подростками съехала в реку в Ленинградской области
Общество
Московские медики подключились к коллегам из Белгорода для помощи пострадавшим
Общество
Голикова призвала менять установки женщин в РФ о возрасте рождения первого ребенка
Культура
В «Зарядье» пройдет сольный концерт пианиста Мирослава Култышева
Армия
Военные РФ за сутки сбили украинский МиГ-29 и четыре вертолета Ми-24

Встреча перед прощанием

Игумен Нектарий (Морозов) — о смысле Вербного воскресения и его значении для христиан 
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

За неделю до Пасхи Православная церковь отмечает великий праздник — Вход Господень в Иерусалим. Тот, что на Руси с давних пор именуют иначе, — Вербное воскресенье. Это, пожалуй, один из самых популярных праздников среди крещеных, но нецерковных людей.

На Вербное воскресенье храмы наполняются народом — как прихожанами, так и теми, кто приходит сюда, держа в руках веточки вербы, чтобы впервые за долгое время помолиться за богослужением, а после подойти к священнику и попросить окропить веточку святой водой и затем унести ее домой как какое-то сокровище, ценность которого трудно объяснить рационально, но гораздо легче ощутить сердцем. И в этом есть, с одной стороны, что-то удивительно детское, трогательное — как и в самой только распустившейся вербе, а с другой, грустное, тревожащее душу — отсутствием ясности, полного понимания смысла. Впрочем, и сам праздник — Вход Господень в Иерусалим — точно такой же: и трогательный, и в каком-то отношении отчасти детский, и грустный, тревожащий сердце.

Господь наш Иисус Христос в течение трех лет Своего земного служения обходил города Иудеи и Палестины, проповедуя Царствие Небесное, исцеляя безнадежно больных, изгоняя бесов из одержимых ими, возвещая неслыханный дотоле на земле закон любви и милосердия. Множество людей знакомились с Его учением, становились свидетелями никогда прежде не происходивших на земле чудес, а Он оставался «странником, не имеющим, где главы преклонить». Не имеющим ни земной власти, ни имущества, ни богатых чертогов, ни роскошных одежд — всего того, что с точки зрения людей могло служить признаками какого-то особенного звания или избранничества.

Он день за днем являл в Себе Самом принципиально иной образ величия и достоинства. Показывая, что это значит: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:26). И уточняя — для тех, кто всё равно этого не понимал: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45).

И всё же слышавшим о Нем, окружавшим Его людям очень хотелось, чтобы Он оказался тем, кого они так ждали — Мессией, который даст им преимущественное положение между другими народами, могущество, власть, чтобы все увидели, что они — избранники Божии, люди не равные и не подобные никому. Он говорил с ними о Царстве Божием, о возвращении в дом Небесного Отца, о блаженстве нищих духом, плачущих о своих грехах и стремящихся к сердечной чистоте, а они грезили о времени, когда исключительность их земного положения станет для всех очевидной. Он объяснял им, какова ценность смирения, призывал научиться от Него, потому что Он — «кроток и смирен сердцем», а они фантазировали о том, кто займет место в будущем царстве повыше и поближе к Нему.

И вот незадолго до иудейской Пасхи случается событие, уникальность которого потрясает всех, кто узнает о нем: Христос уже не просто исцеляет, Он воскрешает, то есть возвращает от смерти к жизни человека, который уже четыре дня как умер и погребен — Лазаря, жителя Вифании, брата Марии и Марфы. Того самого, в чьем доме Он бывал, человека, хорошо известного — настолько, что и смерть его стала событием. А уж тем более — его восстание из гроба.

Весь Иерусалим пришел в движение: каких еще нужно было ожидать доказательств, что именно Он — Мессия? И вот множество людей выходит навстречу Спасителю, идущему в город на праздник. Они приветствуют Его, воздавая Ему царские почести. Звучат возгласы «Осанна!», что значит «Спаси же», и «Осанна в вышних!», то есть «Спасение с неба». И не ограничиваясь этими восхвалениями, люди снимают с себя одежды, чтобы постелить их на дорогу, по которой Он приближается к ним. А в руках у многих — пальмовые ветви, те самые, с которыми принято было встречать героев, возвращающихся с войны (именно их, отсутствующих в наших широтах, заменяет нам верба). И среди этих людей — дети, которые тоже не могут сдержать своей радости и восторга, так что их голоса вливаются в общий хор, делая его еще более торжественным и трогающим сердце.

Такая встреча. День славы и хвалы. И среди всего этого — Он, знающий, что впереди — предание Его в руки врагов, неправедный суд и распятие. Что большинство кричащих «Осанна!» точно так же спустя совсем короткое время будут кричать «Распни, распни Его!» или просто растерянно молчать. Что Его, сегодня именуемого Царем, нарекут преступником и злодеем.

Что через всё это будет необходимо пройти не ради чего-то иного, а ради этих же самых людей. Чтобы на Кресте искупить их грехи и открыть для них путь к примирению с Тем, Кто их сотворил и привел в этот мир. Чтобы явить в Себе образ той любви, больше которой нет и не может быть. Чтобы мы поверили в ее истинность, в то, что у нее нет никаких границ и пределов и что нет никого, кого бы она не обымала собой. И чтобы каждый, чье сердце откликнется на нее, в этом самом отклике и обретал для себя дорогу к спасению, сам становился не только любимым, но и любящим, и жил по единственному верному, созидающему жизнь закону — любви.

Это те самые мысли, с которыми нам нужно идти после богослужения Входа Господня в Иерусалим домой. То, о чем должна напоминать нам маленькая веточка вербы, зажатая в руку или бережно хранящаяся в уголке с иконами. То, о чем нам вообще никогда не следует забывать.

Автор — настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Саратове, председатель благотворительного фонда «Хорошие люди»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир