Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко заявил о необходимости тренировок с ТЯО для умения его применять
Мир
В Нидерландах возложили цветы к месту расстрела 77 советских солдат
Происшествия
В Белгороде и Белгородском районе объявили ракетную опасность
Мир
На Украине пенсионерку приговорили к пяти годам тюрьмы за поддержку РФ
Политика
Путин отметил внимание президента Гвинеи-Бисау к развитию контактов с РФ
Общество
В Твери прошел марш студентов Академии МЧС России в День Победы
Мир
Washingon Post отметила триумфальную атмосферу на параде Победы в Москве
Общество
Тысячи человек посетили выставку трофейной техники НАТО в Москве 9 Мая
Армия
РФ и Белоруссия начали подготовку к учениям с нестратегическим ядерным оружием
Мир
Экс-глава МИД Австрии поздравила россиян с Днем Победы
Мир
Дипломаты РФ зажгли на здании в Нью-Йорке число 79 в честь годовщины Дня Победы
Мир
Сотрудники посольства России в Латвии возложили цветы к мемориалам ВОВ в Риге
Мир
Король и наследный принц Саудовской Аравии поздравили Путина с Днем Победы
Политика
Песков назвал необходимым для РФ отстаивать правду о Второй мировой войне
Политика
Путин проводит переговоры в узком составе с президентом Кубы в Кремле
Мир
Посол Израиля в РФ заявила, что ее страна никогда не откажется праздновать 9 Мая
Общество
В ДНР и ЛНР провели автопробег в честь Дня Победы

Спасти детское кино

Кинокритик Кирилл Разлогов — о том, как снимать отечественные фильмы для детей
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С 1970-х годов в мировом кинопрокате почти безраздельно господствует формула «семейного фильма», который с интересом могут смотреть и дети, и их родители, а возможно, и дедушка с бабушкой. Сказочные сюжеты, фэнтези, более или менее научная фантастика, картинки из жизни детей и подростков, разного рода анимация (кроме, конечно, анимации «для взрослых»), сочетающая сказочные и былинные сюжеты со стебом и двусмысленными шуточками, — вот основы современного мейнстрима, основного коммерческого потока фильмов для кинотеатров.

Наш ответ «Звездным войнам», которые узаконили полную победу детско-подросткового кино, — «Чучело» Ролана Быкова, проблемная социальная драма не столько для детей и их родителей, сколько для интеллигенции и кинокритиков. Чуда не произошло — фильм пользовался зрительским успехом только в силу его статуса: запретный плод сладок. За ним последовали сетования на гибель детского кино. Жертвой перестройки и «новой модели» кинематографии пал чуть ли не весь отечественный кинематограф.

Вместо отечественного варианта семейного мейнстрима «детское кино» отправили в своеобразное гетто. Похоже, что главное для его создателей — глобальная безопасность от всего на свете. Я с ужасом думаю — что делать с классическими сказками, не только отечественными, увековеченными космополитом Александром Роу, но и зарубежными?

Скажем, как экранизировать «Огниво» Андерсена — ведь запретное курево там основа сюжета? Профессионалам известны мытарства создателей «Частного пионерского» — добротной советской нравоучительной истории. Ну и окончательно убил детского кино запрет рекламы на телевидении во время демонстрации фильмов и передач для детей и подростков.

По поводу «спасения» отечественного детского кино или, точнее, спасения отечественных детей от Голливуда и Диснея проводятся многочисленные дискуссии и симпозиумы. А воз и ныне там... Точнее, он был бы там, если бы не отдельные энтузиасты, которые верят в благоразумие детей (а иногда и их родителей) и пытаются, пусть не всегда успешно, снять что-то для них интересное, изредка нарушая назойливые и глупые запреты.

Вот, к примеру, сказка для детей и подростков «Жили-были мы», вышедшая одновременно в кино и на книжный рынок. Совместный проект представителей разных поколений — живого классика, сценариста, художника и актера Александра Адабашьяна и автора-режиссера Анны Чернаковой.

Сознательная эклектика изобразительного решения накладывается на сложносочиненность сюжета, охватывающего несколько веков российской (и не только) истории. И вереница популярных актеров, играющих по несколько взаимосвязанных ролей. В результате получился привлекательный калейдоскоп, понимание и восприятие которого для целевой детской аудитории порой искусственно затруднено.

Зато легко воспринимаются отдельные аттракционы, соответствующие синкопическому ритму современной жизни и психологии молодого поколения. Картина, пусть с трудом, при содействии благотворительных фондов и благодаря авторитету Адабашьяна, вышла на экраны кинотеатров в различных регионах России. При всех очевидных недостатках этого незаурядного произведения хотелось бы, чтобы этот опыт не оставался единичным. Повторение — мать учения, а у нашей культуры творчества детей и для детей — огромные резервы навыков, традиций и обычаев, во многом нереализованных на экране.

Автор — председатель Гильдии кинокритиков и киноведов России, доктор искусствоведения, профессор

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир