Узнав об абсолютно неожиданной, во всяком случае для меня, смерти Веры Глаголевой, я почему-то вспомнил каноническую фразу из «Гамлета»: «Если вы порядочная и хороши собой, вашей порядочности нечего делать с вашей красотою». Самим своим существованием, всей своей короткой по нынешним меркам жизнью Вера Витальевна опровергала это суждение шекспировского героя. Она была божественно красива, удивительно скромна и мужественна в преодолении превратностей судьбы, которая стороннему наблюдателю могла показаться безоблачно счастливой.
Судьба свела меня с Верой (к тому времени уже не только актрисой, но и режиссером) лишь однажды: в начале 1990-х мы вместе оказались в жюри уже не помню какого фестиваля. В течение недели мы сидели рядом в кинозале, смотрели фильмы, а в перерывах говорили о жизни. За спиной у Веры было сказочное начало карьеры — главная роль без актерского образования (которое ей так и не понадобилось), брак со звездой — режиссером и актером Родионом Нахапетовым, съемки в двух десятках картин (в том числе на заре карьеры у Анатолия Эфроса в фильме «В четверг и больше никогда» и позднее в «Торпедоносцах» Семена Арановича). А еще — рождение дочерей и болезненный развод, продолжение карьеры, потребовавшее невероятной силы воли, и переход к режиссуре на основе профессионального и непростого жизненного опыта.
Меня тогда поразила серьезность ее отношения к работе в жюри и глубина понимания предложенных нам произведений, определивших успех ее режиссерских работ, к которым некоторые коллеги первоначально относились как к курьезному капризу звезды. Ее шедевром я считаю фильм «Одна война» (где в одной из ролей снялась ее дочь Анна) о судьбе матерей, не по своей воле родивших детей от оккупантов в годы Великой Отечественной войны. Я до сих пор жалею о том, что мне — тогда члену оскаровской комиссии — не удалось убедить коллег отдать предпочтение этой глубоко прочувствованной работе, которая казалась слишком локальной и сомнительной.
Силу характера и обаяния Веры Глаголевой неоднократно отмечал Райф Файнс, сыгравший в ее экранной версии тургеневского «Месяца в деревне» — фильме «Две женщины», где она позволила раскрыться дарованию двух выдающихся актрис — Анны Вартанян и Сильви Тестю.
Она воспитала и «поставила на ноги» трех дочерей, которые сегодня уже самостоятельные звезды со своими взлетами и сложностями жизненных проблем и выборов.
Вера Глаголева ушла из жизни в разгар работы над новым российско-казахским проектом, который, надеюсь, будет завершен ее коллегами. В нашей памяти она останется светлым образом, воплощающим редкое единство красоты, таланта и силы характера.
Автор — президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, доктор искусствоведения, профессор