Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
За три года подростки и молодые люди потратили по «Пушкинским картам» 33 млрд рублей
Мир
Гросси назвал ситуацию на Запорожской АЭС тревожной
Происшествия
Гладков сообщил о пожаре в Шебекино в результате обстрела ВСУ
Мир
Байден отказался считать происходящее в Газе геноцидом
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Происшествия
Прокуратура проверит сообщения о разливе нефтепродуктов на пляже в Находке
Общество
Синоптики спрогнозировали дождь и грозу в Москве 21 мая
Мир
Белый дом будет поддерживать диалог с конгрессом по вопросу санкций против МУС
Мир
В Литве заявили о готовности отправить военных инструкторов на Украину
Общество
Кабмин одобрил компенсацию работы в выходные дни при увольнении
Мир
Посол Антонов указал на двойные стандарты США в отношении МУС
Наука и техника
В России разработают новые полярные беспилотники
Мир
Politico узнала об опасениях США обвинений со стороны Ирана в гибели Раиси
Мир
Китай выразил разочарование отклонением СБ ООН резолюции РФ по космосу
Экономика
Власти облегчат ведение бизнеса в специальных зонах
Мир
Совет Евросоюза 21 мая утвердит решение по доходам от активов России
Армия
Военные ВС РФ уничтожили укрепленный опорпункт ВСУ при помощи наземного дрона

Новая еврореальность

Политолог Сергей Филатов — о перспективах реформирования ЕС, к которым призывают европейских лидеров
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Еще несколько лет назад европейские политики даже не помышляли вести себя так, как сегодня. Но сегодня — новая еврореальность.

Вот, кандидат на пост канцлера ФРГ Ангела Меркель запела на телешоу, и таким способом она, судя по всему, желает поднять рейтинг накануне приближающихся выборов в Германии. А если внимательно прочитать недавнюю речь главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера на пленарной сессии Европарламента в Страсбурге, то там днем с огнем не найдешь ни слова про сотрудничество ЕС с его стратегическим партнером — Соединенными Штатами Америки. Про Канаду сказано, про Японию, Мексику и страны Южной Америки. Даже про Австралию с Новой Зеландией Юнкер не забыл. А вот аббревиатуру USA так и не вспомнил, а это — политический вызов.

Вообще, если рассматривать европейские дела с точки зрения посткризисной перспективы, то любой позитивный сценарий в Европе не может быть реализован без ресурсов. Ресурсов энергетических, людских, финансовых, технологических и многих иных.

Но, как известно, земля на европейском континенте бедна, как церковная мышь: ни золота, ни серебра, ни подавляющего числа элементов таблицы Менделеева в европейских недрах нет по определению. Есть немного нефти и газа у берегов Норвегии и Великобритании, немного угля в Польше и на границе Германии и Франции. Отсюда, от этой бедности, и берут начало все колониальные захваты — то есть многовековой грабеж в исполнении нищих на ресурсы европейцев. Без зарубежной ресурсной подпитки они не могут жить от слова «вообще». Сегодняшний высокий уровень жизни в бывших колониальных европейских державах — плоды захватов. Пока им есть чем питаться: набрали чужого добра на поколения вперед…

Но, как писал Шекспир, «ничто не вечно под луной», а жить-то в Европе надо здесь и сейчас. Другими словами, в руководстве ЕС озаботились перспективами — особенно после решения Великобритании о сходе с борта судна по имени Евросоюз (а уж корабельное-то дело в Лондоне знают назубок!). Евробюрократия «спинным мозгом» почувствовала угрозу.

Забавный факт: после выхода Великобритании из состава ЕС именно английский язык останется основным языком общения на территории стран союза. «О, времена!..» Кстати, недавно ездил в Словению. В Любляне общался с местными по-английски, потому что русского языка они не знают. Спрашиваю их: «Мы же славяне, так почему общаемся на английском?» А они улыбаются и молчат. Перешел на французский — не понимают. Так можем ли мы предполагать, что после Brexit многоликая Европа всё равно будет общаться на английском? Или скоро уже на… немецком?

Впрочем, это — их проблемы, а теперь давайте оценим, что же сказал Жан-Клод Юнкер Urbi et Оrbi («Городу и Миру») по пунктам. Там есть несколько, как говорят дипломаты, новелл.

Хотя… сначала услышим голос президента Франции, который в унисон с Юнкером заговорил о «необходимости реформ в Евросоюзе». Суть «плана Макрона»: Евросоюз является «гражданской прислугой» НАТО, и французская дипломатия «обязана отказаться от традиций и обветшавших ценностей» в рамках «модификации суверенитета Европы». Просто вызов американцам. Не находите?

А теперь о том, какой вызов «бросил в лицо» и Европе, и Америке глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в ежегодном обращении к странам ЕС. Проигнорировав США, он предложил реформировать Евросоюз на следующих главных принципах: совместить посты председателя Еврокомиссии и главы Европейского совета, ввести евро на всей территории союза, создать к 2024 году европейские вооруженные силы (вне НАТО!).

Это — основное. Но Жан-Клод Юнкер также сформулировал следующие важные позиции «новой общеевропейской политики». Он заявил, что нужна новая промышленная стратегия для Европы, независимая внешняя политика.

А дальше — главное! «Еврозоне необходим собственный министр финансов и экономики». Это — шаг к окончательному объединению стран континента под единым командованием брюссельской бюрократии через… деньги! Общие финансы объединят лучше, чем иная политическая сила. Не так ли?

Можем ли мы оценивать эти — уже не «намеки», а откровения — как заявку евроначальников на противостояние с США и даже… на раскол «атлантического единства»? Ведь руководство ЕС «закладывает эти галсы» в условиях, когда янки не только демонстрируют намерения «вернуться к политике изоляционизма», но и по той причине, что американцы — сил-то им уже не хватает — ослабляют свой 70-летний контроль над Европой?

В экспертных кругах отметили: предложения Юнкера — новый эпизод в борьбе ЕС и США за влияние на Старый Свет. Но я бы уточнил: это — процесс возвращения Старого Света под контроль его исторических элит в условиях ослабления заокеанского гегемона.

С другой стороны, даже в «общеевропейском доме» есть несколько стран-участниц, каждая из которых заслужила в тех местах прозвище enfant terrible («капризный ребенок»). К ним относятся, скажем, участники нынешней фронды в стенах ЕС — Польша и Венгрия.

Видно же, как поляки, при кулуарной поддержке Вашингтона и Лондона, прямо посягают на ослабление главной страны «нового ЕС» — Германии. Англосаксам совсем не по нутру, коли после Brexit над Европой поднимется «тень отца Гамлета» — сиречь Четвертого рейха, правда, на сей раз — экономического. Вот почему по команде из англосаксонских столиц поляки «пошли лоб в лоб» на Берлин, требуя с него «компенсации за Вторую мировую войну» в объеме до $1 трлн — и чего они ждали столько десятилетий, а ныне опомнились? Ясно, что подобные «высокие отношения» не могут не сказываться на требующейся «консолидации политики ЕС» ближайших лет. А вместо этого — очередной конфликт.

Венгрия в ЕС также «держит фасон». Она отказывается выполнять предписания по миграционным квотам от европейского начальства, которое Будапешту, как видно, не указ. Венгры просто построили забор на своих границах с Сербией и Хорватией, чтобы блокировать наплыв мигрантов, бросившихся в Европу с южной стороны. Стрелять пока не начали, но… предупредили. Самое интересное, что премьер Венгрии Виктор Орбан требует теперь с ЕС половину потраченных на пограничное ограждение денег, да еще в евровалюте (у Венгрии пока свой форинт). А Евросоюз в ответ увещевает Орбана морализаторством про «открытые границы» и «толерантность».

«Лебедь, рак и щука» — это уже о сегодняшнем Евросоюзе. «Англичанка» и здесь оставляет свой дестабилизирующий след.

Автор — обозреватель журнала «Международная жизнь»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир