Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Белгороде и Белгородском районе объявили ракетную опасность
Мир
На Украине пенсионерку приговорили к пяти годам тюрьмы за поддержку РФ
Политика
Путин отметил внимание президента Гвинеи-Бисау к развитию контактов с РФ
Общество
В Твери прошел марш студентов Академии МЧС России в День Победы
Мир
Washingon Post отметила триумфальную атмосферу на параде Победы в Москве
Общество
Тысячи человек посетили выставку трофейной техники НАТО в Москве 9 Мая
Армия
РФ и Белоруссия начали подготовку к учениям с нестратегическим ядерным оружием
Мир
Сбежавшего из Польши в Белоруссию судью Шмидта лишили иммунитета
Мир
Экс-глава МИД Австрии поздравила россиян с Днем Победы
Мир
Дипломаты РФ зажгли на здании в Нью-Йорке число 79 в честь годовщины Дня Победы
Общество
Танк Т-70 времен ВОВ прошел своим ходом по центру Мелитополя в День Победы
Мир
Сотрудники посольства России в Латвии возложили цветы к мемориалам ВОВ в Риге
Мир
Король и наследный принц Саудовской Аравии поздравили Путина с Днем Победы
Политика
Песков назвал необходимым для РФ отстаивать правду о Второй мировой войне
Политика
Путин проводит переговоры в узком составе с президентом Кубы в Кремле
Мир
Посол Израиля в РФ заявила, что ее страна никогда не откажется праздновать 9 Мая
Общество
В ДНР и ЛНР провели автопробег в честь Дня Победы

Трудности роста

Кинокритик Кирилл Разлогов — о кинофестивалях как реализации глубинной потребности в общении и взаимопонимании
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Судьбы вновь задуманных фестивалей бывают разные. Первые погибают, так и не добравшись до реализации — лет десять тому назад мне довелось принять участие в подготовке такого рода акции — очередного «большого» кинофестиваля в Санкт-Петербурге. Второй, тоже распространенный, случай: с помпой проводится первый фестиваль, где все выкладываются настолько, что на второй не хватает ни сил, ни средств.

Наиболее благополучная и плодотворная судьба у тех фестивалей, которые начинают с малого, постепенно растут и видоизменяются, преодолевая неизбежные кризисы.

Таково завершившееся недавно в том же Санкт-Петербурге «Послание к человеку» — один из наиболее успешных и устойчивых не только петербургских, но и международных кинофестивалей на территории России. Можно привести и более географически удаленные успешные инициативы.

15 лет назад группа энтузиастов во главе с известным театральным деятелем Ефимом Звеняцким и при непосредственном участии автора этих строк провела первый кинофестиваль азиатско-тихоокеанского региона во Владивостоке. Было бы наивно отрицать решающую роль в этом проекте супруги губернатора Приморья того времени Сергея Дарькина актрисы Ларисы Белогуровой. Ничего не знаю о нынешней судьбе Дарькина, но начинание Ларисы живет и процветает. Что самое важное, фестиваль сохранил свое значение и при преемнике Дарькина Владимире Миклушевском, недавно отправленном в отставку. Хватит ли у нового губернатора Приморья политической мудрости поддержать инициативу, которая уже стала визитной карточкой его региона в сфере культуры? Будем надеяться, что хватит.

Успех «Меридианов Тихого» не только предопределил дальнейшее развитие фестиваля, но и определил, на мой взгляд, три необходимых и достаточных условия гармоничного творческого роста региональных форумов.

Это, в первую очередь, поддержка руководства региона, обеспечивающая разные формы финансирования (отсюда и первостепенное значение отношения к кинофестивалям сменяющихся сегодня губернаторов), затем — наличие команды организаторов такого рода мероприятий и, самое главное, — хотя бы один киноман, умеющий отличить художественно полноценный фильм от киномакулатуры. Сегодня благодаря фестивалю таких разборчивых отборщиков (тавтология намеренна) и зрителей в том же Приморье становится все больше.

В связи с новыми технологиями вообще все очень быстро меняется. И в этом ощущении смыкаются многие киносмотры и общественно-политические события на территории России. Если столь изменчива ситуация в Петербурге и Приморье, что говорить о Крыме, оказавшемся в эпицентре современных геополитических противоречий?

Когда два года назад инициативная группа во главе с руководством Республики Крым и Никитой Михалковым — инициатором создания кинофестиваля «Евразийский мост», собралась в Ялте на презентацию этого проекта, многие не верили в его будущее в условиях разного рода санкций и противоречий.

Если населению России, да и Украины, не надо разъяснять особое значение Крыма в культуре Евразии, то для большинства удаленных от нас стран Таврида остается terra incognita. Презентация кинофестиваля «Евразийский мост» и его первый выпуск год спустя породили надежду, что он может состояться не как разовое пропагандистское мероприятие, а как постоянный фактор культурной жизни Крыма, России, Европы и Азии.

Однако, повторю, второй фестиваль организовать значительно сложнее первого — это серьезная заявка на будущее в условиях, когда крымчане уже подзабыли свое славное  кинематографическое прошлое. Ведь в начале прошлого века именно Ялта была колыбелью русского кино. В Ливадии Николай II еще в конце XIX века предстал перед киноаппаратом и смотрел с семьей первые документальные съемки со своим участием. Здесь начинали конкуренты — Ханжонков, Ермольев и Дранков. 

Сейчас я с изумлением обнаружил, что большинство жителей Ялты, в том числе и вездесущие таксисты, не знают, где у них в городе находится памятник первому русскому кинопродюсеру Александру Ханжонкову. Хотя более кинематографически намоленного места, чем Ялта, в России, пожалуй, не найдешь. В этом отношении ей, на мой взгляд, уступает даже Потылиха — ныне киноконцерн «Мосфильм». 

Остается только надеяться, что федеральные власти поддержат проект возрождения Ялтинской киностудии. Сегодня она — лишь воспоминание о былом величии, но успех фестиваля вселяет надежду на ее возрождение.

И последнее. Особое положение Приморья и Крыма, впечатляющие перспективы развития и новые опасности безусловно стимулируют творческую энергию кинематографистов и зрителей. Поэтому кинофестивали здесь – не прихоть региональных властей, а результат глубинной потребности в общении и взаимопонимании представителей разных стран и регионов. 

Автор — председатель гильдии киноведов и кинокритиков России, доктор искусствоведения, профессор

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир