Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Белгороде и Белгородском районе объявили ракетную опасность
Мир
На Украине пенсионерку приговорили к пяти годам тюрьмы за поддержку РФ
Политика
Путин отметил внимание президента Гвинеи-Бисау к развитию контактов с РФ
Политика
Путин заявил президенту Лаоса, что рад видеть его в Москве по случаю Дня Победы
Мир
Washingon Post отметила триумфальную атмосферу на параде Победы в Москве
Общество
Тысячи человек посетили выставку трофейной техники НАТО в Москве 9 Мая
Армия
РФ и Белоруссия начали подготовку к учениям с нестратегическим ядерным оружием
Мир
Сбежавшего из Польши в Белоруссию судью Шмидта лишили иммунитета
Мир
Экс-глава МИД Австрии поздравила россиян с Днем Победы
Мир
Дипломаты РФ зажгли на здании в Нью-Йорке число 79 в честь годовщины Дня Победы
Общество
Танк Т-70 времен ВОВ прошел своим ходом по центру Мелитополя в День Победы
Мир
Сотрудники посольства России в Латвии возложили цветы к мемориалам ВОВ в Риге
Мир
Король и наследный принц Саудовской Аравии поздравили Путина с Днем Победы
Политика
Песков назвал необходимым для РФ отстаивать правду о Второй мировой войне
Политика
Путин проводит переговоры в узком составе с президентом Кубы в Кремле
Мир
Посол Израиля в РФ заявила, что ее страна никогда не откажется праздновать 9 Мая
Общество
В ДНР и ЛНР провели автопробег в честь Дня Победы

Новые рубежи Волоколамска

Фестиваль военно-патриотического кино стал интернациональным экскурсом в историю
0
Фото: ТАСС/Алексей Никольский
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Я уже несколько лет как внимательно наблюдаю за развитием и ростом фестиваля военно-патриотического кино «

». В последние годы, будучи председателем жюри конкурса полнометражных игровых фильмов, я завидую своим коллегам по жюри документальных картин — их программа, как правило, больше, интереснее и разнообразнее и по странам, и по проблематике, и по художественным решениям, не говоря уже о лентах короткометражных.

Последним, правда, присуждается всего один приз методом зрительского голосования. В этом году его получила российская игровая лента Анны Матисон «Храни меня, мой талисман» о судьбе летчика, совершившего первый воздушный таран в годы Первой мировой войны. Среди документалистов победу одержала лента Татьяны Скабард «Последний парад «Беззаветного». Надо было видеть, как зал стоя приветствовал контр-адмирала, который командовал «Беззаветным» в этот знаменательный рейс, когда корабль корпусом блокировал американское судно (в 1988 году в Черном море сторожевой корабль вытеснил американский крейсер из территориальных вод СССР. — «Известия»). 

В свое время большие дискуссии вызывало и до сих пор вызывает решение сделать военно-патриотический фестиваль международным. При формировании программ имеет значение более или менее длительное сближение идеологических позиций разных народов и государств. Основу такой близости дает общая история стран, сформировавшихся на территории Советского Союза, и интернационализм коммунистического движения. Не случайно обе китайские картины в конкурсе «Храбрые воины» (режиссер Нин Хайцзянь) и «Битва на реке Сянцзян» касаются событий 1930-х годов. Показательно, что Чень Ли, постановщица второй из них — эпической батальной ленты о боях Красной армии Китая против войск Чан Кайши, — одна из 10 лучших женщин-режиссеров по рейтингу Национального телевидения Китая и директор аж восьми киностудий.

На фоне впечатляющих массовых сцен «Битвы на реке Сянцзян» выделялся лишь один яркий герой — молодой Мао Цзэдун. Воплотивший его образ Ван Инь и был справедливо удостоен приза за лучшее исполнение мужской роли. К сожалению, китайские кинематографисты не смогли приехать на фестиваль, и приз был вручен представителю Союза кинематографистов России.

В этом, как и во многом другом, сказались экономические проблемы фестиваля, который проводится в знаменитом, но глубоко дотационном районе Московской области. Актуальность патриотической тематики, национальный и международный резонанс фестивальных событий, к сожалению, не находит адекватной поддержки у областных и федеральных властей. Центральные фестивальные показы проходили в центре города в ЦДК «Родники», где нет (как, впрочем, и нигде в городе) качественного проекционного оборудования. Попытки местной администрации получить поддержку у Фонда кино в рамках программы Министерства культуры по переоснащению кинотеатров в малых городах остались безуспешными, несмотря на наличие заинтересованной аудитории и престижного кинофестиваля.

К счастью, эти зияющие лакуны компенсируются атмосферой самого мероприятия и радушным приемом его гостей и участников.

Центральным событием фестиваля стала подготовленная ВГИКом программа, приуроченная к 75-летию битвы под Москвой, в которую Волоколамск вписал славные и трагические страницы. Фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (1941–1942 годов. — «Известия»), снятый фронтовыми операторами и смонтированный Леонидом Варламовым и Ильей Копалиным, в заключительной части включает хрестоматийные кадры молодых жителей города на фашистской виселице.

Профессор Лондонского университета Джереми Хикс рассказал о зарубежной судьбе этой ленты, получившей, как известно, приз Американской киноакадемии «Оскар», и показал фрагменты англоязычного варианта, в создании которого принимали участие документалист Альберт Мальц (после войны отсидевший год в тюрьме за симпатию к «красным»), актер Эдвард Дж. Робинсон, монтажер серб Славко Воркапич и легендарный голливудский композитор Димитрий Темкин. В беседе со мной Хикс и представитель НИИ киноискусства ВГИКа признались, что они были поражены глубиной знаний зрителей о собственной истории и событиях, казалось бы, далекого военного времени. Немалую роль в этом впечатлении сыграла моя коллега по жюри Татьяна Ивановна Бабурова, автор книги «И не было судьбы у нас другой» об истории Волоколамского района, заслуженный учитель РФ (один перечень ее почетных званий занял бы несколько страниц).

Почетный приз за вклад в российский кинематограф получил под овацию зала Николай Бурляев, а на экране были показаны фрагменты лучших фильмов его актерской карьеры «Иваново детство», «Андрей Рублев» и «Военно-полевой роман». Круг замкнулся…

 

Прямой эфир