Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Школьники из Белгорода побывали на чемпионате по мотокроссу на «Игора Драйв»
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
В США признали наличие твердой поддержки России со стороны Китая
Происшествия
Гладков сообщил о пожаре в храме в Белгородской области из-за падения дрона ВСУ
Мир
СМИ сообщили об ужесточении требования к ввозу домашних животных из России в ЕС
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Пензенской области
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Происшествия
В Краснодаре нетрезвый водитель протаранил восемь припаркованных автомобилей
Общество
В Петербурге ликвидировали открытое горение в цехе с полиэтиленом
Мир
Захарова назвала визит Путина в Китай судьбоносным для всего мира событием
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Общество
Синоптики пообещали москвичам ясную и теплую погоду без осадков 19 мая

Память и памятник

Директор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов — о восстановлении исторической справедливости к юбилею Мариуса Петипа
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На днях весь балетный мир отметил 200 лет со дня рождения Мариуса Петипа. Это легендарная фигура, классик хореографии и один из создателей русского классического балета, того самого, которым мы по сей день гордимся. Центром юбилейных торжеств стал, конечно, Санкт-Петербург — именно в этом городе Петипа плодотворно трудился большую часть своей жизни. Но и Москва не осталась в стороне: в Бахрушинском музее открылась выставка «Два века Петипа». 

Исторически так случилось, что Алексей Александрович Бахрушин не только был лично знаком с Петипа, но и фактически решил судьбу его архива. В смутное революционное время он спас ценные бумаги, включая мемуары Мариуса Ивановича. С тех пор архив Петипа находится в нашем музее.

Одной из главных трудностей в изучении фигуры Петипа всегда был огромный объем его архива, рассредоточенного в разных учреждениях. Но в выставочной деятельности представительность и репрезентативность коллекций практически никак не была использована. Теперь же публика сможет увидеть колоссальный массив раритетов, которые в таком объеме никогда ранее не были представлены широкой аудитории. Это, например, рисунки Адольфа Иосифовича Шарлеманя, академика живописи, оформившего ряд спектаклей Петипа, эскизы петербургского декоратора Михаила Бочарова, в том числе наброски к канонической постановке «Лебединого озера». Также посетители увидят зарисовки самого Петипа, его планировки балетных мизансцен.

Одна из тем выставки — проблема реконструкции и восстановление классических балетов Петипа в наше время. Хореография Мариуса Петипа признана уникальной. Но как воссоздать поставленные им танцы сегодня? Есть два подхода: западный и российский. У нас знания о постановках Мариуса Ивановича передавались, как говорят в балете, из ног в ноги. На Западе же предпочитают доверять документам.

В США хранятся записи, сделанные Владимиром Степановым, артистом Мариинского театра, который разработал собственную «нотно-линейную» систему фиксации танца и «записал» таким образом около двух десятков балетов Петипа. Можно сказать, он застенографировал танец на бумаге. Сначала этот труд хранился у Николая Сергеева, бывшего режиссера Мариинки. В 1918 году он бежал от революции за границу. Его пригласили в Лондонский королевский балет, чтобы по записям Степанова он восстановил балеты «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». После кончины Сергеева этот архив был передан в Гарвард, где и хранится по сей день. Записями Степанова пользовались постановщики-реставраторы балетов Петипа — Сергей Вихарев, Юрий Бурлака, Алексей Ратманский и многие другие.

Имя Петипа для любого артиста балета — как икона. Однако ход истории и развитие советской науки о театре надолго сформировали условия, когда, исследуя и защищая наследие Петипа-хореографа, нужно было как можно реже вспоминать Петипа-человека. Для того времени он был прежде всего иностранец. Хотя француз в итоге получил за свои труды российское подданство. И всё же борьба против космополитизма предписывала не педалировать тесные связи императорского балета с европейским.

Политическая ситуация долгое время не способствовала работе советских исследователей в зарубежных архивах, и наоборот. Да, Петипа не вычеркивали из истории, он существовал в учебниках советского балета, о нем писали искусствоведы, но его имя не популяризировали, как Чайковского, чьи балеты ставил Мариус Иванович. Петру Ильичу воздвигались памятники, улицы в каждом городе носили его имя — это была государственная установка. А Петипа в России ничего не имел.

Парадоксально, что сегодня, когда нет уже никаких политических оснований для замалчивания этого имени, ситуация не сильно сдвинулась с места. 11 марта у здания академии русского балета имени Вагановой открыли мемориальную доску балетмейстеру. Но мы надеемся, что в Санкт-Петербурге найдется место и памятнику Мариусу Ивановичу. Нынешний юбилей — хороший повод восстановить справедливость и закрепить место Петипа в общественном сознании и в истории российской культуры.

Автор — генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир