Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Tasnim сообщило об определении точного места жесткой посадки вертолета Раиси
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Мир
Tasnim сообщило о благополучной посадке двух вертолетов из кортежа Раиси
Мир
В Иране совершил жесткую посадку вертолет, перевозивший президента Раиси
Мир
Глава МВД Ирана назвал предварительную причину жесткой посадки вертолета с Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Мир
Министр обороны Великобритании обеспокоился союзом России и Китая
Мир
Теннисистку Джорджи обвинили в краже мебели на €100 тыс. с виллы в Италии
Спорт
Капитан «Спартака» Джикия сыграл свой последний матч за клуб
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Мир
Захарова назвала цель приглашения Макрона в Грузию
Мир
Немецкий депутат предрекла падение ФРГ в пропасть из-за помощи Украине
Происшествия
Четыре украинских беспилотника сбиты над Белгородской областью
Мир
Байден и Трамп оскорбили друг друга на предвыборных мероприятиях
Мир
Военные в ДР Конго заявили о предотвращении попытки госпереворота
Мир
Короля Саудовской Аравии обследуют врачи из-за температуры и болей в суставах

Вызовы для суверенитета

Член Центризбиркома России Василий Лихачев — о дипломатическом провале украинских властей
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В международном пространстве — динамично-разнообразном — множество событий. Одни проходят практически без следа, на другие требуется реагировать (информационно и/или регулятивно). Среди более чем 200 существующих в мире государств достаточно заметным источником новостей, и не только фейковых, выступает Украина. На ней, к большому сожалению, лежит пресс кризиса национальной государственности и идентичности, подпитанный «майданной идеологией», психологией радикализма, забвением истории добрососедства. Кризис затронул многие сферы. В том числе и такую, как дипломатия.

Суверенный статус минимизируется. Украина на глазах втягивается (это в Киеве отрицают) в схемы внешнего управления и даже диктата со стороны лидеров стран «золотого миллиарда». Теряется, обесценивается смысл и прикладной инструментарий политической и экономической независимости. Украина стала площадкой продуцирования реальных актов вмешательства в ее внутренние дела. И их нельзя прикрыть даже декларациями партнерства, сотрудничества. Новым подтверждением такого подхода стал, можно сказать, публичный демарш в Киеве руководителей ведущих дипломатических представительств — США, Великобритании и Европейского союза — по электоральной тематике.

В духе евроатлантической солидарности (та самая, которая в последнее время разрушает позитивный ресурс миростроительства, достаточно ограниченный по вине западных держав, их сателлитов), практически в одни и те же временные отрезки, говоря общим лексиконом (!), посол США Мари Йованович, посол Великобритании Удит Гоф и постпред Европейского Союза на Украине Хьюг Мингарелли реально обозначили прессинг украинской власти по ряду позиций. Среди них — роспуск действующего состава ЦИК Украины (причина — они были назначены во времена Януковича), проведение в ближайшее время выборов новой ЦИК, разработка и принятие Избирательной кодекса.

Так, американка в недавнем интервью журналу «Фокус» без обиняков заявила: «Наш приоритет — переизбрание Центральной избирательной комиссии. В нынешней ЦИК до сих пор работают люди из эпохи Януковича». Сказано прямо, по-хозяйски, в духе PAX AMERICANА. На этом фоне возникает несколько вопросов. Но один — самый главный: по поводу легитимности таких шагов. Купируя все юридические догмы по данной ситуации, ответ должен быть только один: поведение высоких дипломатических лиц в изложенной манере — непродуктивно и неправомерно. Оно игнорирует дипломатические императивы и сложившуюся позитивную практику.

Киевская история однозначно говорит об опасности международно-правового нигилизма, который в качестве инструмента, например, применяется во внешней политике США и Великобритании, других стран НАТО. «Амбасадорское» требование к институтам украинской власти по избирательным, да и не только, делам не согласуется с важнейшими принципами международного права, покушается на их авторитет. Сложившаяся ситуация подрывает принцип суверенного равенства, согласно которому каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету (в том числе и по созданию собственной избирательной системы), обязано уважать правосубъектность других государств. Затрагивается и другой, императивный по сути, принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

При таких условиях актуален вопрос о морально-политической и даже юридической ответственности. В привязке интереса западных дипломатов к электоральной истории Украины возникает еще один, достаточно острый политико-правовой аспект. Он связан с фактическим замалчиванием в дипкорпусе Украины и отсутствием его оценки действий киевских властей (в лице Арсена Авакова, сотрудников СБУ и МВД) 18 марта в день выборов президента РФ. Российских граждан не пустили на избирательные участки. Они были созданы на территории российского посольства в Киеве и генеральных консульств в Одессе, Харькове и Львове.

Что случилось? Игнорирование общепризнанных прав человека, дипломатических и консульских принципов, общепринятых избирательных стандартов вылилось в своего рода «гуманитарную агрессию», буйство радикализма под прикрытием властных структур. Из 74 459 человек, состоящих на консульском учете в российском загранучреждении, проголосовало 375. Дипломатический мир занял отстраненную позицию. На индикативные шаги ЦИК и МИД России минимально отреагировал аппарат Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Миссия БДИПЧ/ОБСЕ, которая находилась в день голосования в РФ, отказалась вести мониторинг за украинским беззаконием, ссылаясь на отсутствие в ее мандате подобного дискурса. 

Кризис государственности неизбежен. Потеря авторитета тоже. И страна закономерно из субъекта международных отношений становится объектом и предметом политических манипуляций и спекуляций внешних сил. Сегодня не надо искать ответа на вопрос «Что делать?», «Как делать?» и «С кем делать?», он уже сформулирован для этой страны в Вашингтоне, Лондоне, Брюсселе или еще где-то за пределами, естественно, ее суверенной юрисдикции. 

Государство с реальным суверенитетом — всегда в тренде, его место в миропорядке заметно, востребовано. Поэтому даже в самой далекой галактике трудно вообразить сюжет, когда аккредитованные в Москве посол США Джон Хантсман, посол Великобритании Лори Бристоу, постпред Европейского союза Маркус Эдерер индивидуально или коллективно требуют от президента, Государственной думы и Совета Федерации России изменить состав Центризбиркома РФ, который профессионально организовал российские выборы 18 марта 2018 года. Как говорится, прочувствуйте разницу. И причину!

Автор — член ЦИК, Чрезвычайный и Полномочный Посол, вице-президент Российской Ассоциации международного права

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир