Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко заявил о необходимости тренировок с ТЯО для умения его применять
Мир
В Нидерландах возложили цветы к месту расстрела 77 советских солдат
Происшествия
В Белгороде и Белгородском районе объявили ракетную опасность
Мир
На Украине пенсионерку приговорили к пяти годам тюрьмы за поддержку РФ
Политика
Путин отметил внимание президента Гвинеи-Бисау к развитию контактов с РФ
Общество
В Твери прошел марш студентов Академии МЧС России в День Победы
Мир
Washingon Post отметила триумфальную атмосферу на параде Победы в Москве
Общество
Тысячи человек посетили выставку трофейной техники НАТО в Москве 9 Мая
Армия
РФ и Белоруссия начали подготовку к учениям с нестратегическим ядерным оружием
Мир
Экс-глава МИД Австрии поздравила россиян с Днем Победы
Мир
Дипломаты РФ зажгли на здании в Нью-Йорке число 79 в честь годовщины Дня Победы
Мир
Сотрудники посольства России в Латвии возложили цветы к мемориалам ВОВ в Риге
Мир
Король и наследный принц Саудовской Аравии поздравили Путина с Днем Победы
Политика
Песков назвал необходимым для РФ отстаивать правду о Второй мировой войне
Политика
Путин проводит переговоры в узком составе с президентом Кубы в Кремле
Мир
Посол Израиля в РФ заявила, что ее страна никогда не откажется праздновать 9 Мая
Общество
В ДНР и ЛНР провели автопробег в честь Дня Победы

Пляж без звезд

Киновед Кирилл Разлогов — о том, что предсказывают Каннскому кинофестивалю оракулы и специалисты
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Очередной каннский киносмотр открылся в атмосфере загадочности и неопределенности, грозящей стать всеобщей. Юбилейный 70-й в минувшем году подвел итоги и расставил традиционные акценты. Затем относительно новый президент фестиваля (с 2014 года) Пьер Лескюр решился на осторожные реформы, не затрагивающие основных принципов отбора фильмов, но изменяющие некоторые детали программирования, частично коснувшиеся не столько интересов, сколько привычек аккредитованной прессы, что всегда чревато скандалами.

Каннский фестиваль, правда, никогда скандалов не боялся, поскольку они способствовали его популярности среди неспециалистов. Опасно другое — эти реформы совпали с очередным витком противоречий между фестивалем и могущественным «Нэтфликсом», крупнейшей компанией по стримингу (непосредственному показу из интернета) экранной продукции.

Противоречия возникли еще в минувшем году, когда в главный конкурс были включены две картины «Нэтфликс»: одна им произведенная, вторая — приобретенная для включение в видеотеку (блестящий анимационный корейский фильм «Обча» и выдержанные в духе еврейского фольклора «Хроники Мейеровица»). Камнем преткновения оказалось французское законодательство, предписывающие определенные, весьма длительные, окна (целых три года) между выпуском фильма на экраны кинотеатров и различными формами его телевизионного показа. Для компании, программно выпускающей свои картины во всех форматах одновременно, это было недопустимо.

Достигнутый тогда компромисс — символический выпуск конкурсных картин во французских кинотеатрах — оказался временным. Перетягивание каната продолжалось, и фестивалю пришлось отказаться от включения нового фильма Альфонса Куарона в конкурсный показ, поскольку он предполагал выпуск во французские кинотеатры и соответственно трехлетний запрет. Тогда руководство «Нэтфликса» отказалось предоставить фестивалю для показа восстановленный вариант классического фильма Орсона Уэллса — жемчужину проекта «Канн-классик», хотя внеконкурсный показ не предполагал выпуск фильма во французских кинотеатрах и позволял немедленно начать его стриминг во всем мире, включая родину кинематографа. На первой встрече с журналистами еще до открытия фестиваля Тьерри Фремо объявил, что ждет третьего эпизода этой захватывающей кинодрамы в будущем году.

В результате вновь разгорелось пламя полемики между фестивалем и Голливудом. Ведь новое почти всегда оказывается хорошо забытым старым. На заре своей истории Каннский кинофестиваль столкнулся с резкой критикой, почти бойкотом со стороны киноиндустрии, воротилы которой считали даты фестиваля неудачными, поскольку они далеко отстоят и от нового киносезона, и, главное, от оскаровской компании. Вот и сейчас влиятельные издания нестройным хором повторяют старые аргументы, утверждая, что осенние смотры в Венеции, Торонто и Теллурайде расположены во времени более выигрышно.

Интересно, что «Гардиан» связывает этот кризис с феноменом более общего характера — концом эпохи гламура, основанного на сочетании могущественных мужчин (в Каннах главным из них был ныне поверженный Харви Вайнштейн) и красивых женщин, объектов вожделения не только толпы. Движение metoo, по мнению журналистов, подорвало сами устои сексистской цивилизации, одной из витрин которых был Каннский кинофестиваль.

Без этого козыря он встанет в ряд других смотров фестивального кино для киноклубов и кинофилов. Оракулы предсказывают Каннам будущее провинциального пляжа без звезд, которых в фильмах официальной программы действительно немного. Этим и объясняется, на мой взгляд, выбор фильмом открытия крупнобюджетного проекта «Все знают» оскароносного иранца Асгара Фархади (впервые громко заявивившего о себе, кстати говоря, в середине 2000-х на Московском кинофестивале), поскольку в нем заняты две звезды мирового класса: Хавьер Бардем и Пенелопа Крус. 

Не будем торопиться с прогнозами. У Каннского киносмотра есть еще немалый запас энергии и влияния. На мой взгляд, если он и падет, то вместе с эпохой, которая его породила, культурой верховенства гламура, экрана и шоу-бизнеса. Посмотрим пока, чем обернется постъюбилейный 71-й выпуск.

Автор — председатель Гильдии киноведов и кинокритиков, доктор искусствоведения, профессор

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир