Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США согласовали с Нигером дату вывода американских войск
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Мир
Посольство РФ призвало россиян в ДР Конго не посещать центр Киншасы после мятежа
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Мир
Министр обороны Великобритании обеспокоился союзом России и Китая
Мир
Теннисистку Джорджи обвинили в краже мебели на €100 тыс. с виллы в Италии
Спорт
Капитан «Спартака» Джикия сыграл свой последний матч за клуб
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Спорт
Рагозина поставила на победу Папина в бою с Чилембой
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Мир
В Евросоюзе заявили о наблюдении за ЧП с вертолетом президента Ирана
Мир
Опубликованы кадры обстановки во время поисков вертолета президента Ирана
Мир
Обвиняемый в покушении на премьера Словакии мог действовать не один
Мир
Одна из спасательных групп достигла возможного места жесткой посадки вертолета Раиси
Мир
Короля Саудовской Аравии обследуют врачи из-за температуры и болей в суставах

Идлибский антракт

Сенатор Игорь Морозов — о неизбежном будущем последнего оплота террористов в САР
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Несмотря на заверения Анкары об успехе в отводе тяжелых вооружений от преполагаемой буферной зоны, вопрос размежевания террористов от умеренной оппозиции все еще остается открытым. Это можно объяснить тем, что на протяжении последних нескольких лет в провинции скапливались боевики различных отрядов, в том числе и прибывших из других зон деэскалации, зачищенных сирийской армией. После соглашения, достигнутого в Сочи Владимиром Путиным и Реджепом Тайипом Эрдоганом, прошло слишком мало времени (меньше месяца), чтобы Анкара смогла качественно выполнить свои обязательства.

В то же время Москва с пониманием относится к сложившейся ситуации. Министр иностранных дел Сергей Лавров отметил, что процесс турецкими партнерами ведется поступательно, и заявил, что упор в первую очередь нужно сделать как раз на качество. Успеют ли турецкие власти вовремя выполнить все условия соглашения с Россией или задержатся на день-два, не сыграет большой роли.

Обеим сторонам сочинское соглашение было выгодно. Турция взяла на себя обязательства — договориться с боевиками о прекращении военных действий. С нашей стороны последовал отказ от наступательных действий сирийской армии при поддержке российских ВКС. И это было своеобразным обменом при встрече двух лидеров 17 сентября.

Тем не менее, даже учитывая предполагаемую соглашением отсрочку до конца года, которая дана Анкаре для окончательного выполнения всех условий, Москва и Дамаск не готовы терпеть слишком долго. Россия и Сирия выполнили свои обязательства, Турция, в свою очередь, намерена сделать все возможное, чтобы нормализовать обстановку в Идлибе. Однако пока не все радикалы сложили оружие, а группировки все еще сохраняют свои боевые структуры. Если серьезный для Москвы прогресс не будет ощущаться, то ВС Сирии и ВКС России предпримут наступательные действия на последний крупный анклав боевиков, оставшийся на территории арабской республики.

С другой стороны, у Анкары есть свои причины затягивать выполнение сочинских обязательств. Для Турции это своего рода буферная зона и от правительственных сил, и от курдских формирований. Эти территории активно осваиваются, туда вводятся подразделения турецких вооруженных сил и строится как военная, так и гражданская инфраструктура. Реджеп Эрдоган заключил соглашение, чтобы предотвратить боевые действия в Идлибе, способные спровоцировать новую волну беженцев, от которых Турция уже несколько лет задыхается. Одновременно с этим, будучи одной из стран — гарантов астанинского процесса, Анкара своими действиями дала сигнал западным игрокам, что не будет по умолчанию соглашаться со всеми предложениями Москвы. Наоборот, у нее есть позиция, близкая евроатлантическим партнерам. Такими шагами Турция рассчитывает закрепить за собой позицию медиатора между «Астаной» и «малой группой» и, соответственно, играть более серьезную роль в урегулировании сирийского кризиса на дипломатическом уровне.

Тишина в Идлибе, пусть и временная, помогает сконцентрироваться на более важных темах поствоенного урегулирования. Речь в первую очередь идет о формировании конституционной комиссии. Ситуация в Идлибе не должна влиять сегодня на этот процесс. Создание комитета, который будет разрабатывать новую сирийскую конституцию, — одна из основ мирного разрешения конфликта. Также это один из немногих пунктов сирийского досье, по поводу которого у всех основных игроков сложился консенсус. Комиссия уже практически сформирована, в связи с этим рано или поздно Москва и Дамаск четко поставят перед Анкарой вопрос, насколько она справилась со своими обязательствами. Если нет, то могут заговорить пушки.

Автор — представитель Совета Федерации от Рязанской области

Прямой эфир