Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Школьники из Белгорода побывали на чемпионате по мотокроссу на «Игора Драйв»
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
В США признали наличие твердой поддержки России со стороны Китая
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
В Грузии указали на возможность парламента преодолеть вето на закон об иноагентах
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Пензенской области
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Происшествия
В Краснодаре нетрезвый водитель протаранил восемь припаркованных автомобилей
Общество
В Ленобласти возбудили уголовное дело после гибели зрителя на ралли
Мир
Захарова назвала визит Путина в Китай судьбоносным для всего мира событием
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Мир
Белорусские пограничники нашли на границе с Польшей избитых мигрантов

«Были готовы даже кастрировать исполнителей»

Дирижер Филипп Чижевский — о жертвах ради искусства и вреде образования для музыкантов
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Музыку Бизе исполнят на старинных и восточных инструментах, Теодор Курентзис мечтает сыграть все мессы Шуберта, а образование иногда мешает испытывать эмоции. Об этом «Известиям» рассказал дирижер, лауреат «Золотой маски» Филипп Чижевский. Разговор состоялся в разгар подготовки его новой постановки — «Кармен». Опера Бизе в новой обработке прозвучит на фестивале «Черешневый лес» в конце мая.

— Анонс грядущей премьеры обещает «совершенно новую интерпретацию» оперы Бизе. Можете пояснить?

— Да, это будет необычное представление, где поют, играют, читают и танцуют. Режиссером выступил Максим Диденко. Помимо того что одновременно на сцене будут находиться артисты-звезды, которые вряд ли бы встретились в простом оперном, балетном или драматическом спектакле, зрителя ждет сюрприз в виде необычных музыкальных инструментов: уд, иранский сантур, бансури, всевозможная перкуссия, виола да гамба, романтическая гитара, теорба. Вместе с ними, конечно, будет звучать и традиционный оркестр.

В качестве литературной основы мы используем текст поэта и писателя Михаила Чевеги. Его будет читать актер Александр Балуев. Плюс мы перемешали оригинальную музыку со специально сочиненными музыкальными вставками. Эти вставки будут в восточном стиле, что весьма созвучно с Испанией. Отсюда и выбор инструментов, которые мы используем в оркестре. Но певцы исполняют свои партии на языке оригинала, по-французски. В общем, мы все немного сочиняем Бизе, но при этом не меняем ни одной его ноты. Будет жарко.

— На завершившейся «Золотой маске» вас признали лучшим оперным дирижером. Про вашу победу говорили: «Он обошел Курентзиса». Удовлетворены?

— Ничего о себе не читаю вообще. Мне абсолютно всё равно, хвалят меня или ругают. Против критики ничего не имею, но позволяю это делать только супруге Маше и маме. Маша критикует меня после каждого концерта.

А Теодор — большой мастер. Каждый из нас занимается своим делом, поэтому я не стал бы говорить «обошел» или «не обошел». Я его очень уважаю.

— Вас часто сравнивают. Не раздражает?

— Мы оба высокие, симпатичные, любим черный цвет, поэтому люди проводят между нами параллели (смеется). Но меня это не раздражает. Мы с Теодором даже как-то обсуждали совместный проект. Он предложил исполнить все мессы Шуберта, половину продирижирует он, половину я. Надеюсь, реализуем.

Ораторию Генделя «Триумф времени и бесчувствия», с которой вы победили, ранее в России, кажется, никто не исполнял.

— Мы — первые. И без ложной скромности скажу, это была уникальная интерпретация. Как известно, на премьере в 1707 году все партии исполняли мужчины. Сейчас сделать то же самое практически невозможно, поэтому найти певцов было невероятно тяжело.

— Женщин вы на роли не рассматривали?

— В оратории четыре персонажа — это бесполые аллегорические фигуры: Красота, Удовольствие, Бесчувствие и Время. И мне пришла в голову идея монокаста. Звоню Косте Богомолову, режиссеру, говорю: «А давай у нас будут одни мужчины?», и он сказал: «А давай». Больше не возникало мысли отказываться от этой идеи. Были готовы даже кастрировать исполнителей, ради достижения нужного результата. Шучу.

— Слышала, что труднее всего было подобрать вокалиста на партию Красоты.

— Да. В спектакле ее исполнил Филипп Матман. Я летал специально на Генделевский фестиваль в Геттинген, чтобы его послушать, и понял, что он сможет это сделать. Партию Удовольствия исполнил Винс И, Бесчувствия — Дэвид ДиКью Ли, Времени — Хуан Санчо. И что особенно классно — у нас один состав. Это облегчало работу и мне, и режиссеру, хотя было весьма рискованно. Певцы могли заболеть, в результате они и заболели. На спектакле, куда пришло жюри «Золотой маски», у нас было два больных артиста.

— Как вы вообще попали в этот проект?

— В день моего рождения позвонил Антон Александрович Гетьман (гендиректор Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко) и предложил поставить «Триумф Времени и Бесчувствия» у него в театре. И говорит: «Только у меня одно условие. Чтобы ты делал это со своим оркестром Questa Musica на исторических инструментах». У меня, честно говоря, сердце замерло, потому что творить со своим ансамблем — это в общем-то моя мечта. И особую благодарность хочу выразить директору театра за то, что позволил всё сделать так, как я хотел. Позже он сказал нам с Костей Богомоловым: «Делайте всё, что хотите, и я пойду за вами». Это невероятно окрыляет.

— Поговорим про Questa Musica. Художественным руководителем значитесь вы. Но ведь это ансамбль, который вы создали с супругой Марией Грилихес?

— Да. На момент создания коллектива мы оба были студентами Московской консерватории. Думаю, для Маши как профессионального музыканта было делом чести, чтобы ее имя стояло на афише. Не скрою, мы много и бурно конфликтовали на эту тему. Я говорил, что на афише должен быть указан один человек, а Маша считала иначе. Сейчас это уже смешно — все знают, что мы оба руководители Questa Musica. Меня пишут на афише, а Машу больше любят музыканты. У них даже настроение меняется, когда она приходит к нам на репетицию.

— Раз про ревность речь зашла — поклонницы атакуют? Как супруга реагирует?

— Поклонниц много, это правда. Кто-то постоянно пишет в соцсетях, отвечать всем не успеваю. Но мне приятно, когда поклонницы пишут (смеется). Возможно, я даже могу на какой-то период кем-то увлечься. Сейчас не будем об этом, а то вдруг Маша прочтет... Но, на мой взгляд, ей это безразлично. Она самодостаточная красивая девушка, у нее у самой много поклонников, поэтому никакой ревности нет. Возможно, мне стоит ревновать.

— Questa Musica существует 11 лет, и уже можно подводить первые итоги. Знаю, что раньше вы использовали любую возможность, чтобы выступить даже бесплатно. И якобы консерватория принципиально не платила вам гонорара?

— Даже не знаю, платит ли нам консерватория сейчас какие-то гонорары. Вообще всё, что касается денег, курирует Маша. Раньше, конечно, всё было исключительно на энтузиазме. Изначально был только вокальный состав, потом к нам присоединились инструменталисты. Мы действительно использовали любую возможность выступить, но мы, чем я очень горд, брались только за те проекты, которые нам самим были интересны. Ни разу не изменили себе. Ни ради денег, ни ради чего-то другого.

— Ваша фраза: «В общении с каждым своим музыкантом я настаиваю на том, чтобы каждый раз он исполнял партию так, будто до него ее никто не исполнял, даже он сам». Всегда ли это удается?

— Это сложно, все известные произведения обрастают стереотипами. Но мы к этому стремимся. В момент работы над произведением я никогда не слушаю чужих записей, даже тех музыкантов, которые сделали круто, чтобы не было их бэкграунда. Чтобы иметь максимально свежий взгляд на партитуру.

— Принято считать, что дирижирование — профессия второй половины жизни, а вам только 34.

— Это потому, что дирижерами люди решают стать во взрослом возрасте, я же определился с профессией в восьмом классе. Был май, я слушал оперу «Тристан и Изольда» Вагнера и понял, что буду дирижировать. Что ничем другим заниматься не хочу. Хочу, чтобы у меня был оркестр и я бы общался с музыкантами посредством жестов. Очень яркое было впечатление. А вообще музыкой начал заниматься с двух лет.

— Сколько у вас сейчас концертов в год?

— Не знаю. Например, в последние месяцы концерты идут через день, а то и каждый. Много. Разные программы и разные коллективы. Времени свободного только, чтобы поспать и поесть. И еле-еле успеть выучить партитуру.

— Дирижер оркестру необходим или можно обойтись без него?

Этот вопрос постоянно витает в воздухе. Профессия неоднозначная. Музыканты действительно смогут без меня исполнить любое произведение. Но осмелюсь предположить, что импровизировать будет невозможно. Необходим человек, который внезапно поведет в другую стезю музыкальный материал. Есть вещи, которые абсолютно непредсказуемы. Которые не могут быть отрепетированы, которые зависят только от «здесь и сейчас».

— Вы для себя уже сформулировали формулу успеха?

— Чтобы добиться успеха, надо любить людей. Любить и уважать. С пониманием относиться к их чувствам, переживаниям, проблемам. К примеру, репетиция оркестра назначена на 10 утра. Кто-то опоздал, кто-то плохо себя чувствует. Я считаю необходимым понимать все трудности своих музыкантов. Если ты не будешь любить людей, ничего у тебя в этой жизни не получится.

И второе — не бояться экспериментировать. Мне нравится эффект контрастного душа. Я всегда музыкантам говорю: «Вот мы сейчас с вами прорепетировали, а на концерте я сам не знаю, чего от себя ждать. Будьте внимательны».

— Как реагируют?

— Отлично. Потому что это интересно. Опасно, но опасная игра — это всегда ярко.

— То есть вы сознательно отступаете от академического прочтения, так?

Знаете, что нам, музыкантам, часто мешает? Наше образование. Нормы, как должно быть. На проекте Кирилла Серебренникова «Платформа» я исполнял ультрасовременную музыку. Ко мне подходило большое количество молодых людей, говорили, что они в восторге. И тогда я подумал: «К черту образование ради образования!» Оно мешает нам чувствовать эмоцию!

А я абсолютно убежден, что, когда мы играем на сцене, мы должны передавать зрителю эмоции. И если для этого нужно отойти от каких-то прописных правил, значит, я это делаю. Если бы мы не рисковали, не вносили что-то новое, не было бы нерва и восторга у слушателей. Они бы просто спокойно послушали музыку, и в лучшем случае никто бы не заснул.

Справка «Известий»

Филипп Чижевский окончил факультет оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории им. П.И. Чайковского.

В 2008 году основал ансамбль Questa Musica, специализирующийся на исполнении старинной и современной музыки. В 2011-м стал дирижером Государственной академической симфонической капеллы России. Год спустя дебютировал в Большом театре в качестве дирижера-постановщика оперы «Франциск» Сергея Невского. С 2014 года — штатный дирижер Большого театра. В 2018 году участвовал как музыкальный руководитель и дирижер в постановке оратории Генделя «Триумф Времени и Бесчувствия» в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. За эту работу удостоен премии «Золотая маска».

Прямой эфир