Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Школьники из Белгорода побывали на чемпионате по мотокроссу на «Игора Драйв»
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
В США признали наличие твердой поддержки России со стороны Китая
Происшествия
Гладков сообщил о пожаре в храме в Белгородской области из-за падения дрона ВСУ
Мир
СМИ сообщили об ужесточении требования к ввозу домашних животных из России в ЕС
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Пензенской области
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Происшествия
В Краснодаре нетрезвый водитель протаранил восемь припаркованных автомобилей
Общество
В Петербурге ликвидировали открытое горение в цехе с полиэтиленом
Мир
Захарова назвала визит Путина в Китай судьбоносным для всего мира событием
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Общество
Синоптики пообещали москвичам ясную и теплую погоду без осадков 19 мая

В ночное

Гендиректор ГЦТМ имени Бахрушина Дмитрий Родионов — о том, как марш-бросок по выставкам готовит поклонников истинного искусства
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Международный день музеев, отмечаемый 18 мая, вписался в календарь культурной жизни давно и основательно, к нему готовятся, его ждут, о нем говорят и пишут. Последнее десятилетие этот праздник в России предпочитают отмечать по ночам, так и называют — «Ночь музеев». Каков культурный эффект нововведения и увеличилось ли племя жаждущих приобщиться к искусству? Ответ однозначный: эффект есть, армии поклонников прекрасного прибыло.

Поначалу акция привлекла своей необычностью: поздно вечером собирается компания друзей и совершает марш-бросок по музеям. Некоторые успевали за ночь посетить несколько. Стало ясно: придумано изобретательно! И теперь с каждым годом усложняется программа, можно сказать, возникла соревновательность между музеями в борьбе за аудиторию: пришел человек, его стараются вовлечь в некое креативное, в нашем музее часто театрализованное действо, развлекательное или научно-познавательное, и тогда посетитель — наш.

Попав однажды в непривычное время в музей, человек обретает привычку ходить на выставки, по крайней мере, интересоваться где и что происходит. Музеи используют этот проект для привлечения посетителей, которые просто так в него не ходят, иными словами, привлекают внимание широкой аудитории к уникальным экспонатам своих фондов и тем самым пополняют ряды завсегдатаев.

Если составить портрет постоянного музейного посетителя, то он значительно помолодел. Молодежь теперь частый гость на выставках. И это не может не радовать. В скобках замечу, что вовлекать в культурное пространство надо, конечно, со школьной скамьи. Уже пять лет работают в стране Бахрушинские кружки — это благотворительный просветительский проект нашего музея под названием «Можно ли жить без искусства?».

В школах Ульяновска и Зарайска, на Алтае и в Хакасии под руководством учителей-гуманитариев возникли художественные ячейки, дети изучают историю искусства, активно сотрудничают с местными музеями, выступают там, ведут экскурсии. Мы издали две книги школьных сочинений, готовим третью — и уверены, что, став взрослыми, наши дети непременно будут музейными завсегдатаями. «Жизнь без искусства — это не жизнь, это выживание», — написала ученица Татьяна Сидорова.

Каждый год мы отмечаем положительную динамику, посетителей становится всё больше. Досуговым трендом стало хождение на выставки. Вспомните хотя бы экспозицию Валентина Серова в Третьяковке на Крымском Валу. Желающие увидеть полотна мастера снесли двери. Инцидент тут же осветили СМИ. И некоторые люди, доселе не бывавшие в картинной галерее, узнали о ее существовании, ну и, конечно, заинтересовались Серовым. Вокруг много всякого культурного мусора, перенасыщенность информационного пространства угнетает. В море бездарного истинное искусство стало островом гармонии, и люди тянутся к настоящей классике, к тому, что проверено временем и поколениями.

Возвращаясь к «Ночи музеев», еще раз подчеркну, что это хороший проект, вносящий здоровую конкуренцию в жизнь музейных институций. В небольшой отрезок времени они буквально борются за внимание зрителей, которые нередко получают возможность увидеть то, чего нет в постоянной экспозиции. Российские музейщики настолько изобретательны, настолько творчески подходят к своей миссии, что готовы придумывать самые необычные формы взаимодействия с посетителями. С фантазией у нас всё хорошо, в этом мы дадим фору иностранным коллегам, так что попытку всеобщей музеефикации считаю весьма актуальной. Человек приобщается к красоте, и это дает ему стимул жить.

Автор — генеральный директор Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, доцент кафедры менеджмента сценических искусств ГИТИСа

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир