Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Школьники из Белгорода побывали на чемпионате по мотокроссу на «Игора Драйв»
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
В США признали наличие твердой поддержки России со стороны Китая
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
В Грузии указали на возможность парламента преодолеть вето на закон об иноагентах
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Пензенской области
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Происшествия
В Краснодаре нетрезвый водитель протаранил восемь припаркованных автомобилей
Общество
В Ленобласти возбудили уголовное дело после гибели зрителя на ралли
Мир
Захарова назвала визит Путина в Китай судьбоносным для всего мира событием
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Мир
Белорусские пограничники нашли на границе с Польшей избитых мигрантов

На заднем сиденье

Эксперт по этикету и протоколу Альбина Холгова — о том, как пережить поездку в такси и не сорваться на водителя
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В такси громко играет музыка, водитель не замолкает, проклиная пробки, дождь, местное правительство, при этом успевает одной рукой строчить кому-то SMS. Такие поездки, увы, не редкость. И чем дешевле услуга, тем выше вероятность, что от этой самой услуги мы получим не удовольствие, а осадок на душе. И это еще в лучшем случае. На днях вот в Москве таксист отравил пассажира, предложив бутылочку воды, а потом его же и ограбил. Пострадавшего госпитализировали.

Времена такие, что пользоваться нужно только официальным такси. Конечно, и это тоже не гарантия, но хоть какая-то подстраховка, что ничего плохого с вами не произойдет.

Аргумент в пользу мобильных приложений — фиксированная цена. С их помощью доехать, например, от Киевского вокзала до МИДа будет стоить примерно 100–150 рублей, а вот таксисты, которые дежурят на площади вокзала, попросят все 500. Видимо, нет на них контролирующих органов.

Может быть, помните, в Праге был забавный случай. Мэр города приклеил усы, представился путешественником из Италии, чтобы проверить, правда ли городские таксисты берут с доверчивых туристов втридорога. За недолгую поездку с него попросили сумму не в три, а в пять раз превышающую реальную стоимость. Предприимчивый водитель, если мне не изменяет память, был оштрафован чуть ли не на €30 тыс. У нас же, если и существует мера наказания для сотрудников данной отрасли, то точно не такая жесткая, а значит, и действенная.

7 утра. Железнодорожный вокзал в Петербурге. Звоню водителю такси. Приложение показывает, что машина подана, но где стоит, не понимаю. «Абонент вне сети». С чемоданом, замерзшая, сонная иду вдоль припаркованных машин в надежде увидеть заявленный в SMS номер. О, чудо.

— Доброе утро. У вас почему-то телефон заблокирован, — сажусь в автомобиль.

— Сломался кабель зарядки, и я без телефона. Вы не против, если мы заедем в магазин, я его куплю?

Я против, но в тот момент было проще согласиться. Едем. Начинаю дремать, вдруг вопль:

— Вы видели, видели!!??

— Кого, простите?

— Вон, два с зелеными волосами пошли! У нас бы в Ростове таких под мостом прибили! А тут… Вы, кстати, откуда?

Силы покинули.

— Ниоткуда, — резко отвечаю и вставляю в уши наушники. Довез без ЧП, и на том спасибо.

Сервис такси, как, впрочем, и вообще сфера услуг в нашей стране (не важно: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород) пока хромает. Впрочем, столкнуться с хамством можно и за границей, хотя в Европе, будем честны, не так часто, конечно же.

Как сделать так, чтобы поездка не стоила здоровья или хотя бы хорошего настроения? Соблюдать элементарные правила осторожности и этикета. Простите за трюизм.

Занимать, особенно это касается женщин, лучше заднее сиденье. Самым безопасным (и почетным) местом считается то, что по диагонали от шофера. Этикет рекомендует дамам садиться с сомкнутыми коленями. Причем не важно, в брюках, в платье. Хоть в хитоне. То есть сначала опустить на сиденье туловище и только потом перенести в салон стопы. Да, не всегда удобно, но элегантнее способа оказаться в машине для женщин пока не придумали. Если на вас мини-юбка или глубокое декольте, хорошо бы в руках иметь маленькую сумочку. И в момент, когда садимся в такси или выходим, прикладываем клатч к «зоне риска». Этот прием с успехом использовала принцесса Диана. Погуглите.

Когда в автомобиль садится пара, алгоритм такой: мужчина открывает даме дверь, после того как она расположилась на самом почетном месте, дверь закрывает, обходит машину со стороны багажника и устраивается рядом со спутницей, позади водителя. Выходят в обратном порядке. Первым кавалер, далее он открывает женщине дверь и подает ей левую ладонь, чтобы она могла на нее опереться.

К таксисту обращаемся только на «вы». И не боимся переусердствовать в вежливости. «Не могли бы вы», «прошу вас» — такие фразы обезоруживают, и нашему визави не остается ничего, кроме как выполнить нашу просьбу.

Если вы пользуетесь такси бизнес-класса, то знаете, что под крышкой подлокотника заднего сиденья, некоторые водители оставляют для клиентов леденцы. Кто-то из них всегда держит в салоне воду. Вот только, к сожалению, даже в такси премиального уровня угощаться чем бы то ни было может быть небезопасно. Что уж говорить про бюджетных перевозчиков…

Отправляясь куда-то поздним вечером или ночью, не будет лишним отправить близкому человеку скрин-шот с номером машины и данными водителя.

Проблема громкой или слишком назойливой музыки в салоне решается так. Доброжелательным тоном говорим: «Извините, пожалуйста, вы ведь не будете против, если я попрошу вас выключить музыку? Очень грустно/болит голова». Гарантирую, эта формулировка работает. Но и нам, пассажирам, запрещено слушать песни или смотреть фильмы без наушников, а также громко болтать по телефону.

Когда таксист решил, что вы можете побыть его бесплатным психотерапевтом и докучает вам дурным настроением, дождитесь микропаузы (больших такие люди обычно не делают) и вежливо произнесите: «Простите меня, пожалуйста, неважно себя чувствую, хотела бы побыть в тишине». Помните, этикет не допускает ложного джентльменства. Это про то, что мы не должны терпеть неудобств. И уж тем более за свой счет.

Нагружать водителя болтовней — тоже моветон. Особенно негативной. В терминах этикета жалобы и нытье называются языком жертвы. Так вот на нем воспитанные люди не разговаривают.

Указывать таксисту дорогу, если он не интересовался, — невежливо. А вот попросить ехать тише, когда он начал подражать главному герою известной французской комедии Люка Бессона, наука о хороших манерах не воспрещает.

И последний вопрос: надо ли оставлять чаевые. Его величество этикет нас не обязывает, но и не запрещает. Потому, если обслужили нас по высшему классу, почему бы это положительно, как выражаются психологи, не подкрепить.

Автор — международный эксперт по протоколу и этикету

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир