Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Военнослужащие группировки «Восток» рассказали об освобождении Александрограда в ДНР
Мир
Рубио сообщил о планах США работать над гарантиями безопасности для Украины
Мир
Вучич заявил о попытке проведения цветной революции с помощью массовых беспорядков
Мир
Макрон заявил о скором выборе места для переговоров между Россией и Украиной
Мир
Зеленский допустил дальнейшее проведение переговоров без условия о перемирии
Армия
В Каспийской флотилии стартовало двустороннее зачетно-тактическое учение
Мир
Рютте заявил об отсутствии обсуждений в Белом доме территориальных уступок Украины
Мир
Трамп сообщил Путину о завершении переговоров с Зеленским и лидерами ЕС
Мир
Зеленский покинул Белый дом после встречи с Трампом и лидерами ЕС
Мир
Трамп сообщил о начале поиска локации для встречи Путина и Зеленского
Мир
CBS News сообщил о взрыве на сухогрузе в порту Балтимора
Мир
Президент Финляндии заявил о начале проработки гарантий безопасности для Украины
Мир
Путин и Трамп условились продолжать контакты по актуальным темам
Мир
Ушаков сообщил об идее повысить уровень представителей РФ и Украины на переговорах
Мир
Путин отметил важность усилий Трампа в урегулировании конфликта на Украине
Мир
Военный эксперт объяснил реакцию КНДР на учения США и Южной Кореи
Экономика
Специалист назвал способ сохранить сбережения на фоне падения ставок по вкладам

НУ ЧТО, БРАТ ШРЕК, КИРДЫК?

Наконец вышел на наши экраны фильм, который уже полтора года интригует зрителей мира. Он разрабатывает сомнительную версию о том, что в классической немой ленте 1922 года "Носферату" режиссер Мурнау в роли кровопийцы графа Орлока снял настоящего вампира по имени Шрек. Фильм сделан в жанре умной пародийной комедии и называется "Тень вампира"
914
Кадр из фильма "Тень вампира" (фото: www.us.imdb.com)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
После просмотра пародии зрители обычно уверенно шествуют в ближайший прокатный пункт и требуют оригинал - видеокассету с записью "Носферату". Классик немецкого экспрессионизма Фридрих Вильгельм Мурнау мгновенно стал культовой фигурой нового века. И все заинтригованы таинственным Шреком. Это имя означает "ужас", а прошлое Шрека окутано мглой. По одному из предположений, он подвизался на второразрядных сценах под менее зловещим именем, пока не откопал его Мурнау. На съемочной площадке "Носферату" его остроухая фигура с длинными когтистыми пальцами появилась словно из небытия; глубоко запавшие глаза выражали отрешенность от мира и смертное одиночество. Новейшая "Тень вампира" довольно точно передает окружавшую Шрека таинственность, которая пугала участников съемок. Он никогда не появлялся перед коллегами вне образа, его никто не видел без грима и балахона, и было похоже, ему ничего не надо было играть, достаточно быть в кадре самим собою. Эта манера - первое, что перенял у Шрека играющий его Виллем Дефо: он тоже взял за обыкновение не выходить из образа и порой вызывал у окружающих сомнения в своей адекватности. Это помогло ему стяжать номинацию на "Оскара", но не помогло получить самого "Оскара", что несправедливо. "Тень вампира" резвится: из какого сора растут стихи! По ее версии, великая картина "Носферату" соткалась из капризов, скандалов и дурного характера самого Мурнау, который к тому же отдавал предпочтение сильному полу и охотно скормил вампиру пухленькую примадонну. "Почему оператора! - кричит он Шреку, который навострился перегрызть глотку смазливому камерамену. - Почему не ассистентку?" -"Ассистентку я съем позже. Я ем, как старик писает, - то по капле, то все сразу", - рассудительно обещает всеядный Шрек. В жизни, вероятно, все было чуть иначе. Но самую чуть. Конечно, артист Макс Шрек потом нормально работал в театрах Берлина и Мюнхена, сыграл еще в двенадцати фильмах и мирно скончался от сердечного приступа 56 лет от роду. Но кино дело безумное: интуитивные озарения возникают в грохоте хлопушек, хныканье звезд и алхимии монтажных комнат. А в "Носферату" и впрямь было нечто иррациональное, и сегодня заставляющее нас рутинный негатив воспринимать как призрачный лес на черном небе. Мурнау делал картину так серьезно, словно верил в вампиров. Легенды так не снимают. "Кажется, смотришь документальное кино", - изумлялся сценарист "Тени вампира" Стивен Кац. Он нашел редкое фото Мурнау на съемках - вся его команда в белых лабораторных халатах и защитных очках. "Я понял, что он относился к фильму как к научному проекту". Единственное в своем роде фосфоресцирующее изображение в "Носферату" нагнетало атмосферу ужаса. Вампир был фигурой символической - образом неотвратимого мирового зла, смутной, но грозной опасности. Образом мифологическим и всеобъемлющим. Картина пророчила. Три великих воплощения зла возникли тогда в немецком кино почти одновременно: Калигари у Роберта Вине, Мабузе у Фрица Ланга и Носферату. Атмосфера, их окружавшая, была самым сильным впечатлением от этого кино - в ней немецкий зритель узнавал собственную смятенность, хаос души, неуверенность в ближайшем будущем. Само пространство фильмов было мрачным и зыбким, их абсурд странным образом перекликался со сходными настроениями Толстого в его "Власти тьмы", неслучайно тоже нашедшей свое место на немецком экране тех лет. Технологически полнее других объяснил воздействие такого искусства Карл Дрейер: "Представьте себе, что мы сидим в комнате. Нам говорят, что за дверью труп. Комната мгновенно преобразится, и хотя физически в ней все останется прежним, но выглядит теперь все иначе - и свет и воздух изменились. А дело в том, что изменились - мы". Вот на этом преображении сосредоточился Мурнау, это он умел в совершенстве. Сюжет отступает на второй план перед симфонией ужаса. Это картина не про конкретного вампира, а про явление. Вампиризм - понятие философское, отвлеченное от острых клыков и нежных шей. Стивен Кац точно заметил, что миф о вампирах удобен: его можно приспосабливать к обстоятельствам времени. Он был метафорой чумы в Средние века. В годы страха перед сифилисом воплощал телесный соблазн. И вечно выражал ксенофобию - кровососы приходят издалека. В эпоху СПИДа возникло "Интервью с вампиром", где внятен мотив секс-меньшинств. Человечество постоянно приспосабливает миф для текущих нужд и уповает на спасительное солнце, которое взойдет и прогонит кровососов, решив все проблемы. В 20-х миф предвещал тиранию. Неслучайно гитлеровцы вскоре начнут практиковать те самые изощренные пытки, какие немецкое кино нафантазировало в странных "черных" фильмах, - это исторический факт. Если считать его закономерностью, наш "Брат-2", тупо прущий на рожон, отразил реальную психофизику недалекого будущего России. И остается понять, что здесь на что влияет больше - бродящие в обществе токи на их отражение в искусстве, или искусство, дающее этим токам физическое выражение и новый толчок к развитию. И отчего в цивильном имени вампира явственно слышались русские корни: граф Орлок - почти Орлов. Фридрих Вильгельм Мурнау (Плумпе) родился в 1889 году, работал в театре, первый фильм "Мальчик в голубом" (1919). Сделал 22 картины, сохранилось меньше половины. Родом из Вестфалии, он любил пасторали и в ранних фильмах был сентиментален, пока не попал под влияние экспрессионистов. Известно о нем мало. Все, с кем он работал, умерли, интервью он почти не давал. В 1931-м подписал контракт с "Парамаунтом", но вскоре погиб в автокатастрофе накануне премьеры картины "Табу", сделанной им вместе с Робертом Флаэрти. После чего поползли слухи о его гомосексуальности: незадолго до гибели он нанял в лакеи 14-летнего филиппинца Гарсиа Стевенсона, тот и был за рулем "Паккарда" в трагический момент, и, как толковали злые языки, Мурнау нашли у ног Гарсиа в странной позе. На похороны пришли одиннадцать человек, из знаменитостей проводить гения отважилась только Грета Гарбо. Она же заказала посмертную маску, которую хранила все годы жизни в Голливуде. Творческий импульс, заданный Мурнау мировой художественной мысли, оказался мощным - попытки повторить его на новом техническом уровне выглядят более чем достойными, от "Вампира Носферату", снятого в 1979 году Вернером Херцогом с Клаусом Кински и Изабель Аджани, - медленного, элегичного, не страшного, но неожиданного, до "Дракулы Брэма Стокера" Копполы и новейшего мюзикла Джима Шепарда "Носферату".
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности