- Большинству граждан нашей страны ваша корпорация неизвестна. Не могли бы вы вначале вкратце рассказать об ее истории и о том, откуда и как она финансируется.
- "Госинкор" - это государственное унитарное предприятие с уставным капиталом в размере 1 млрд долларов. Оно было создано по Указу президента Российской Федерации № 184 от 2 февраля 1993 года. Целью ее деятельности, обозначенной в указе, является "повышение эффективности инвестиционного процесса и создание необходимых условий для привлечения иностранных и стимулирования отечественных инвестиций". Что касается уставного капитала, то после создания корпорация получила от учредителя - государства - в собственность активы на общую сумму около 1,6 млрд рублей. Больше никаких вливаний в "Госинкор" не было.
Сейчас чистые активы составляют 3,3 млрд рублей. Общая сумма действующих поручительств по инвестиционным проектам - более 152 млн рублей, 13,6 млн евро и 23,2 млн долларов.
- Насколько нам известно, уже написана концепция развития "Госинкора". Что из себя представляет этот документ?
- Концепция появилась не только в связи с тем, что произошла смена руководителей "Госинкора". Но и потому, что серьезно поменялись требования к деятельности корпорации со стороны администрации президента и правительства Российской Федерации.
Совместно с ними был разработан документ, в котором описываются приоритеты нашей деятельности. На первое место мы поставили работу по привлечению инвестиций из российских источников. И только на второе или третье - из зарубежных. Мы глубоко уверены в том, что пока мы сами не научимся уверенно держать в руках свои финансы, Запад нам серьезно не поможет.
- Какие отраслевые приоритеты заложены в концепции?
- У нас очень простая система приоритетов. Прежде всего работа с предприятиями реального сектора экономики. По отраслевому признаку к числу приоритетных направлений деятельности относятся топливно-энергетический комплекс, транспорт, текстильная, деревообрабатывающая промышленность, предприятия ВПК. В "оборонке" тоже есть некая специализация, которая, я бы сказал, далеко не спонтанно сложилась и отражает потребности сегодняшнего дня. Например, это работа по тематике ОКБ Сухого, Туполева, Миля. В конечном итоге наши планы предусматривают создание авиационных холдингов - вертолетного и самолетостроительного - с преобладающей долей государственной собственности.
- Помимо авиации у вас есть другие проекты?
- Прежде всего это предприятия, производящие импортозамещающую продукцию. Спектр очень широкий - химия, фармацевтика и многое другое. Кроме того, пищевая промышленность и все, что касается проблемы продовольственной безопасности страны.
Естественно, мы также будем работать с предприятиями (или направлениями), которые связаны с традиционными видами российского экспорта. Это в том числе и атомная промышленность.
Хочется отметить, что решения о кредитовании мы принимаем в соответствии с международными стандартами: у нас создан инвестиционно-финансовый комитет, который рассматривает все вопросы, связанные с рисками. Очень серьезно рассматривается положение заемщика, и, выдавая поручительство банку, который дает кредит, мы, безусловно, берем залог с получателя денег.
- С предприятий "оборонки" вы также можете брать залог?
- Да, конечно. Это будет делаться в обязательном порядке. И вот здесь как раз проявляется интереснейшая функция "Госинкора". Совершенно очевидный вопрос: почему оборонные предприятия остаются недокредитованными? Причин много, но основная одна: у этих предприятий нет ликвидного залога, который мог бы быть принят коммерческим банком. Но на самом-то деле практически нет предприятия, где нет какого-то ликвидного актива. Другой вопрос, что эти предприятия не всегда могут передать свои активы в залог, скажем, коммерческому банку - как раз из-за того, что они оборонные. Что я имею в виду? Это может быть госпакет акций и имущественный комплекс предприятия. Так вот, все это "Госинкор" может принимать в залог от предприятий ВПК. Бесспорно, там есть некоторые юридические нюансы, но такая возможность у нас есть и мы ее обязательно будем использовать.
- "Госинкор" - государственная корпорация, предприятия ВПК - тоже. Не получается ли здесь перекладывание из одного кармана в другой - государственными деньгами вы кредитуете государственные же заводы, принимая при этом в залог госсобственность?
- Нет. "Госинкор" работает с заемщиками на коммерческой основе. Предприятия ВПК под поручительство "Госинкора" получают кредит. Это не дотация! В старые добрые времена, как вы знаете, бюджетные дотации носили невозвратный характер. Этого у нас нет. Более того, "Госинкор" по форме собственности - государственное учреждение, но по сути оно исповедует рыночные правила. Поэтому все кредиты - возвратные и платные, как в нормальной рыночной экономике.
- По поводу деятельности вашего предшественника на посту главы "Госинкора" Юрия Петрова появилось немало негативной информации. В том числе о финансовых аспектах его работы. В каком состоянии г-н Петров оставил вам корпорацию, прежде всего по финансам? Все ли на месте? Чем занимался холдинг восемь лет?
- После назначения в "Госинкор" первый шаг, который был сделан мною, - приглашение независимого аудитора для проведения внеочередного аудита в связи с передачей дел. Мы провели тендер, его выиграла российская компания "Международный консультативно-правовой центр по налогообложению". Меня часто спрашивают: почему не из "большой пятерки"? Фактически только по одной причине - для аудирования государственного унитарного предприятия нужна специальная лицензия. Так вот, внеочередной аудит дал вполне удовлетворительные результаты.
- Каков, на ваш взгляд, инвестиционный климат в России и что нужно сделать для его улучшения?
- На мой взгляд, необходимо прежде всего научиться работать с российскими финансовыми институтами. Добиться того, чтобы они начали активно инвестировать деньги в российскую экономику. Я могу приоткрыть маленький секрет: сейчас мы прорабатываем ряд идей, в том числе с нашими банками-партнерами, чтобы затем выйти к председателю Банка России Виктору Геращенко с предложениями, как повысить стимулы для банков, которые хотят кредитовать промышленность.
- В чем конкретно это может выразиться? В уменьшении налогообложения?
- Снизить налоги было бы, конечно, блестяще, но поменять законодательство нереально. Это, скажем так, некая рационализация банковских нормативов, в том числе в области кредитной деятельности.
- Как вы считаете, должны ли некоторые категории инвесторов, прежде всего иностранные, иметь некие преференции в России, или все должны работать в равных условиях?
- Каких-то особенных преференций быть не должно. Но те, кто работает в России, должны, во-первых, иметь возможность репатриировать полученные здесь прибыли, а во-вторых, быть застрахованными от резких скачков в законодательстве.