Все прошло точно по правительственному сценарию. Мини-мятеж пытался организовать вице-спикер Георгий Боос, предложивший освободить от уплаты налога все безналичные операции, чтобы "стимулировать безналичный расчет". Хотя его предложение поддерживал банковский комитет, депутаты проголосовали против.
Ставка налога осталась прежней - 5%, несмотря на то, что накануне сессии многие депутаты говорили о необходимости ее понизить. Из-под действия налога с продаж освобождены операции с товарами первой необходимости. В частности, по продажам хлеба и хлебобулочных изделий, молока, масла, муки, детской одежды и обуви, лекарств и других товаров.
Самое любопытное во всем этом то, что строго формально налог с продаж вообще не имеет право на существование. Это подтвердил еще в марте Конституционный суд (КС). Но правительство упорствовало в его сохранении. Почему? Этот и другие вопросы "Известия" задали накануне обсуждения автору законопроекта, первому замминистра финансов Сергею Шаталову.
"КС отменил не сам налог с продаж, а многие положения Закона "Об основах налоговой системы в РФ", касающиеся этого налога. Перед правительством и Думой возникла задача привести законодательство в соответствие с требованиями суда. Это наш первый приоритет на осень, - ответил он. - Дума должна рассмотреть новую версию налога с продаж уже сейчас, чтобы до 1 декабря на местах успели опубликовать свои законы об этом налоге. Иначе под вопросом будут около 60 млрд руб., которые поступают в территориальные бюджеты".
При этом правительство не смущается тем, что одновременное существование налога с продаж и НДС просто нелепо, так не бывает в цивилизованном мире, что это - двойное налогообложение, что запрещается другими законами. Шаталов ответил так: "Налог с продаж был введен в 1998 году как самостоятельный налог - тогда хотели одновременно снизить НДС. НДС не уменьшили, а налог с продаж существует, и регионы весьма заинтересованы в нем как в надежном источнике формирования бюджетов. Например, Москва в следующем году может получить от него до 12 млрд руб. Конечно, все понимают, что одновременное существование налога с продаж и НДС - нонсенс. Но чтобы пережить 2002 и 2003 годы, когда с ресурсами будет сложно, пока надо его сохранить".
Итак, все понимают, что одобренный в среду налог ненормален, но правительство его вносит, а Дума утверждает. "Поэтому правительство предлагает сохранить налог только на два ближайших года. С 2004 г. он подлежит отмене", - отвечает замминистра.
Почему депутаты согласились с правительством, почему не попытались хотя бы снизить "ненормальный" налог с пяти до четырех процентов, как намеревались? В конечном счете, этот налог оплачиваем мы, покупатели. Ответ прост: депутаты представляют регионы, а именно в регионы и поступают доходы от этого налога. Шаталов объясняет это так: "Правительство настаивает на 5%. Эта ставка является предельной, и ничто не мешает регионам устанавливать налог на более низком уровне, если финансовое положение позволяет это сделать. Вряд ли стоит принудительно отнимать у субъектов РФ миллиарды рублей, учитывая, что их доходная база в следующем году существенно сократится от введения в действие нового налога на прибыль. Кстати, удалось добиться взаимопонимания с Думой и по решению проблемы двойного налогообложения при приобретении товаров и услуг для производственных целей индивидуальными предпринимателями. Налогом будут сопровождаться только сделки за наличный расчет и с использованием карточек. Если же приобретение будет осуществляться по договору поставки с оплатой через банк, то такие операции будут проводиться без налога с продаж".
Словом, если бы налог с продаж поступал в федеральный бюджет, депутаты могли еще возмутиться. Но когда речь заходит о "своем кармане", то есть о региональных бюджетах, они покладистее. Соответственно, Совет федерации тоже не будет, видимо, противиться реанимации этого налога.