В президентской администрации продолжают изучать предложенный на этой неделе вариант поэтапного приспособления СМИ к рыночным условиям, выдвинутый журналистским сообществом: полное сохранение льгот в течение двух лет, следующие 2 года - 10% НДС. Но это не означает отказа от государственной поддержки печатных изданий. О том, что еще надо сделать в этом направлении, председатель комитета Госдумы по информационной политике Константин ВЕТРОВ рассказал корреспонденту "Известий" Андрею ЗАЙЦЕВУ.
- Константин Владимирович, какую позицию ваш комитет занимает в вопросе о льготах для СМИ?
- Мы отчетливо представляем программу совместных с Минпечати действий по изменению экономического положения СМИ и книгоиздания. Пока ведется аналитическая работа по ее детализации, мы, конечно же, приложим все усилия, чтобы сохранить еще хотя бы на год налоговые льготы СМИ и издателям, пусть и в несколько усеченном варианте. Но в процессе обсуждения бюджета на 2002 год мы будем отстаивать вариант полного освобождения СМИ от уплаты НДС. Этот год нам необходим, чтобы детально проработать всю принципиально новую систему государственной поддержки СМИ.
- А чем плоха нынешняя система?
- Давайте будем честны. За 6 лет действия Закона о государственной поддержке СМИ и книгоиздания налоговые льготы не освободили прессу и книгоиздание от зависимости либо от олигарха, либо от чиновника, либо от дурного вкуса рынка. Тогда, 6 лет назад, была другая ситуация на рынке печатных изданий. Но мы и сегодня продолжаем устанавливать налоговые льготы и для социально значимых СМИ, и для развлекательной литературы, и даже для детских эротических изданий (да, уже появились и такие). Да, мы подписали международные конвенции, согласно которым обязаны предоставлять налоговые льготы изданиям, способствующим развитию культуры, науки, образования. Но какое отношение к науке или культуре имеют откровения полуграмотной гадалки или заурядные боевики? Посмотрите, налоговые льготы есть - а начинающий талантливый литератор не может найти издателя, готового рискнуть издать новинку, может, будущего Лондона или Толстого. Льготы действуют - а издатели вынуждены предлагать писателю с мировым именем издавать книги за свой собственный счет.
- В чем будет состоять новизна предлагаемой вами системы господдержки?
- У меня в столе лежит новый законопроект о государственной экономической поддержке СМИ и книгоиздания. Его принятие может значительно улучшить условия для СМИ и книгоиздания. В то же время он "легче" для бюджета страны.
Первое его отличие от действующего закона - дифференцированный подход к налоговым льготам. Также дифференцированное, постепенное изменение льгот для различных типов изданий. Второе - открытая, понятная перспектива развития экономических отношений государства со СМИ и книгоизданием. Чтобы не оказывались средства массовой информации, как сейчас, в условиях, когда они, в середине года начиная подписную кампанию, не знают, будут у них на следующий год льготы или нет, не знают, закладывать в стоимость издания, например, НДС или нет.
Но дело не только в налоговых льготах. Необходимы более эффективные, принципиально иные подходы к решению проблемы экономической независимости СМИ.
- В чем, кроме упомянутого закона, может проявиться этот подход?
- Мы отчетливо понимаем, что одним законом проблем не решить. Нужна система мер как на законодательном уровне, так и на уровне решений, принимаемых Минпечати. Никого не надо убеждать: средства массовой информации - особый товар на рынке. Аргументы в защиту налоговых льгот для них неоспоримы. Но самый главный аргумент - нам нужны свободные, непродажные СМИ, что возможно при их экономической независимости. Надо, чтобы журналисты, издатели, в целом общество осознали, что требуются новые нетрадиционные решения проблем СМИ и книгоиздания.
Минпечати делает попытки выстроить систему экономически самодостаточных СМИ, издательств, полиграфических предприятий, предприятий по распространению изданий. Одновременно оно предпринимает шаги по разработке федеральных программ.
Параллельно с новым законопроектом об экономической поддержке прессы необходимо принять новый закон о СМИ, его проект уже лежит в столе, ждет своего часа. Ну и еще ряд законов. Все они вместе с программами, которые разрабатывает Минпечати, радикально должны изменить ситуацию в СМИ и книгоиздании.