Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин указал на рост товарооборота РФ и Монголии на четверть с начала 2025 года
Происшествия
Средства ПВО отразили попытку еще пяти БПЛА атаковать Москву
Мир
Белоусов заявил о плане РФ и Абхазии сформировать общее пространство обороны
Мир
Захарова назвала отказ прибалтийских стран в пролетe спецборта Вучича вопиющим
Мир
СМИ сообщили об истощении запасов техники на складах НАТО из-за помощи Украине
Мир
Президент Эфиопии примет участие в параде Победы в Москве 9 мая
Общество
«Аэрофлот» предупредил об отмене или объединении ряда рейсов
Мир
Путин и Мадуро подписали договор о стратегическом партнерстве РФ и Венесуэлы
Общество
Ко Дню Победы в Курске появится мурал с изображением георгиевской ленты
Мир
Американский режиссер Стоун заявил о своем желании посетить парад Победы в Москве
Экономика
Нефтегазовые доходы РФ составили более 1,085 трлн рублей
Мир
США просили Украину принимать депортированных из страны мигрантов
Общество
Перед отправкой «Поезда Победы» на вокзале Курска прошел торжественный митинг
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Липовое в ДНР
Мир
Токаев призвал не искажать правду о победе в Великой Отечественной войне
Мир
Путин отметил вклад Кубы в дело борьбы с нацизмом
Пресс-релизы
Участники программы «Время героев» примут участие в ПМЭФ-2025

Алексей РЫБНИКОВ: "Я пишу оперу о Березовском"

В "Ленкоме" закончены съемки фильма по "Юноне и Авось" Алексея Рыбникова. Там же рождается его "Оперный дом". На экраны выходит фильм "Через тернии к звездам" с его новой музыкой. Скоро откроется его театр.Сейчас автор "Юноны и Авось" пишет оперу о Березовском
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
У нас есть о чем поговорить с одним из первопроходцев нового театрально-музыкального стиля и, возможно, самым технически экипированным композитором России, который представляет свой творческий цех в Совете при президенте России по культуре и искусству. Исчезнувший театр - Лет десять назад вы создали театр. Потом он исчез - куда? - Это театр-лаборатория, он размещался в подвале, и я хотел опробовать там свои идеи музыкального спектакля как слияния драматургии, звука, света и цвета. Поставили оперу-мистерию "Литургия оглашенных". Разделить сцену и зал на 40 мест невозможно - сценография охватывала все пространство, и на любой нюанс музыки реагировала компьютерная световая программа. Получилось "голографическое ТВ" - как бы экран, где действовали трехмерные персонажи. Нас спрашивали - а почему только на 40 человек? И был создан модуль на 400 зрителей. Мы успели сыграть там три раза, и нас пригласили на гастроли в Америку. А когда прилетели в Москву, то целый год не могли вернуть 18 тонн оборудования - его было уже негде разместить: цены на помещения подскочили и стали не по карману. В конце концов мы оказались в Театре-студии киноактера, поставили оборудование и немного там поиграли. Потом нас оттуда выдавили: технику привезли - спасибо, теперь и без вас обойдемся. Театр остался бездомным - труппа в 60 человек, всех надо кормить. Теперь наконец театр стал государственным, ему помогли встать на ноги, за что спасибо правительству Москвы, - оно передает нам для стационара кинотеатр "Бородино". Березовский под псевдонимом - Незадолго до смерти Григорий Горин рассказал мне про ваш совместный проект оперы о композиторе XVIII века Максиме Березовском - "Оперный дом". Что было дальше? - Проект в работе, мы его делаем вместе с "Ленкомом". В его основе - мое музыкальное произведение "Vivo al Mondo" (слова из Микельанджело, которые можно перевести как "Живя в этом мире"). - Горин говорил, что премьеру хотели сыграть на открытии филиала ГАБТа. - Была такая договоренность. Но руководство Большого сменилось, и какую оно предложит репертуарную политику, не знаю. Так что мы пока решили это делать в "Ленкоме". В Москве ведь почти нет площадок для музыкальных спектаклей! Театр Станиславского и Немировича-Данченко вот-вот закроется на ремонт, Большой - тоже. На всю Москву останутся оперетта и "Новая опера"! - Что успел сделать для спектакля Горин? - Три страницы пролога и общую разработку сюжета. После его смерти у всех руки опустились. Потом я написал либретто по историческим материалам и повести Кукольника. Показал его Марку Захарову, который тут же стал придумывать свой вариант. - А какое участие в этом принимает сам Максим Березовский? - Он теперь Берестовский. Собирательный образ русских композиторов конца XVIII века. Они учились в Италии и возвращались в Россию, где их жизнь была успешной, как у Бортнянского, или трагичной, как у Березовского. Ни одной его ноты не используем - это мое погружение в ту эпоху. Так и в сюжете: современный человек ныряет в прошлое. - Что это будет по жанру? - Симфонический оркестр, оперные певцы, драматические актеры, балет. То есть опера, какой она была в XVIII веке. Точно определить жанр не берусь, и вообще это рискованное дело - шаг в неизведанное. - Расскажите о новейших съемках "Юноны и Авось". - Спектаклю 20 лет, а диска с записью актеров "Ленкома" так и нет. Был диск, записанный в 80-м с другими исполнителями, а сам спектакль не зафиксирован, если не считать английского документального фильма. В сотрудничестве с компанией "Профит-Арт решили сделать запись на современном технологическом уровне - прежде всего для DVD. - На DVD сейчас заново рождаются многие кинофильмы - вот и "Через тернии к звездам" Ричарда Викторова с вашей музыкой. - Да, вместе с моим сыном Дмитрием мы написали минут пятьдесят новой музыки - хотелось,чтобы музыка сопровождала действие от начала до конца. Это кино выдерживает соревнование с новейшими лентами - отличное космическое зрелище. Сейчас так снимать у нас уже никто и не пытается - нет тех средств и возможностей. Живой звук и электроника - Как вы относитесь к "новой волне" мюзиклов? - Крайне положительно: это работает на цех, на дело. - А конкретно: "Метро", "Норд-Ост"? - Мне там не хватает хитов - мелодий, чтоб запоминались. Забавный случай: труппа "Метро" выступала в новогоднем шоу в Большом театре и спела... "Аллилуйю" из "Юноны". Что мне было очень приятно. В "Метро" потрясающая энергетика, профессиональная режиссура - атрибуты хорошего мюзикла. В "Норд-Осте" на замечательном уровне постановка, сценография, хореография - это серьезный шаг вперед. В музыке Иващенко и Васильева есть душевность и непосредственность. Я вышел с очень хорошим ощущением, что бывает не часто. - Вы работаете в союзе с техникой, а она развивается быстро. Какую из новинок вы считаете важной для сочинительства? - Сэмплерную технику. Она имитирует инструменты, человеческий голос - любой звук, который можно вообразить. Он фиксируется в памяти компьютера, и можно комбинировать, писать партитуры - это дает колоссальную свободу. Можно сразу проверить, как все будет звучать. И вот еще что мне очень нравится: в запись живого оркестра можно вводить любые, самые фантастические звучания. - А есть в вашей музыке невидимая часть айсберга - то, что публике менее известно? К примеру, симфонии? - "Оперный дом" и есть симфония с хором. Написан балет, хотя и его я назвал бы хореографической симфонией. И еще есть проект в рамках программы ЮНЕСКО "Музыка, сближающая народы" - собрать в едином гала-представлении звезд нашего балета, итальянских певцов и американской рок-музыки. - Давно хочу понять: какова в современном музыкальном исполнительстве доля фонограммы? Как она используется в живом спектакле? У вас, в частности? - В любом западном мюзикле уже в условиях контракта записано использование фонограммы. Это не та "фанера", которой эстрадные певцы облегчают себе жизнь. Фонограмма задает темп, ритм, жесткую форму. Она выверена, и актеры уже не могут ни затянуть, ни сыграть галопом, ибо торопятся смотреть футбол. А если в спектакле много электроники, которую трудно сбалансировать, - фонограмма вообще незаменима. В опере она невозможна - там живой звук должен через воздух доходить до слушателя. А "Литургия оглашенных" невозможна без фонограммы - такие там сочетания звуков. Для "Оперного дома" пишется не фонограмма, а компьютерная программа, где будут зафиксированы все элементы спектакля. Но речь идет только об инструментальном аккомпанементе - актер, конечно, поет вживую. Москва европейская - Вы вернулись из Норвегии - что вы там делали? - Был там композитор Гейр Твейт, и у него - балет по скандинавскому эпосу, написанный в 1937 году. В войну партитура погибла. Автор ее восстановил, но случился пожар, и партитура опять погибла. И вот год назад меня попросили помочь восстановить ее по записи - глухой и нечеткой. Полтора часа звучания, 700 нотных страниц! Работа была проделана, я привез партитуру в Осло, и меня пригласили в жюри конкурса пианистов имени Грига. Молодые таланты, которые туда съехались, меня поразили: в прошлом так могли играть только звезды! Победила Нана Мамаева из Харькова, она учится в Ганновере, но базовая школа у нее наша. И я еще раз убедился в том, что русская исполнительская школа даже после невосполнимых потерь остается фантастической. Но было больно за Московскую консерваторию, которая впала в нищету и теряет лучших педагогов. - Если говорить о состоянии нашей музыкальной жизни, есть основания для оптимизма? - Да. Многое начинается меняться в самом отношении к России. Мы уже не чувствуем себя на задворках мира. В Москве ощущение, что живешь в большом европейском центре. И даже появление мюзиклов, о которых мы говорили, в этом смысле симптоматично.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности