Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Болельщика клуба «Аталанта» убили ножом в драке футбольных фанатов в Италии
Мир
Посол Пакистана призвал СБ ООН обеспечить право народа Кашмира на самоопределение
Мир
ВС США нанесли удары по захваченным хуситами объектам в Сане
Мир
Патриарх Кирилл встретился с главой Управления мусульман Кавказа
Мир
Трамп заявил о намерении снизить пошлины на товары из Китая
Мир
В Словакии выступили за возвращение флага РФ на международных соревнованиях
Мир
Пакистан обратится в СБ ООН на фоне растущей эскалации с Индией
Происшествия
Сноубордистка погибла из-за схода лавины в Магаданской области
Мир
Хуситы заявили о намерении установить полную воздушную блокаду Израиля
Экономика
Лимит на оплату частями предложили поднять до 100 тыс.
Мир
Трамп заявил о просьбах лидеров ЕС позвонить Путину
Армия
Экипаж танка ВС РФ проделал проход в минно-взрывных заграждениях ВСУ
Общество
Для эвакуированных из горящего дома в Москве развернули палатки
Наука и техника
Российские компании построят детальные 3D-модели Луны и Марса
Армия
Силами ПВО ликвидированы четыре летевших к Москве БПЛА
Мир
Папа римский завещал «папамобиль» для передвижного медпункта в Газе
Мир
Крин Антонеску признал свое поражение в первом туре выборов президента Румынии

Невостребованный гений

В Москве проходят Дни Ивана Леонидова: Союз архитекторов организовал научную конференцию и вечер, на котором состоялась презентация книги Андрея Гозака об архитекторе, впервые изданной в Англии в середине 80-х и только сейчас вышедшей на русском; на канале "Культура" в четверг показали фильм Ирины Коробьиной "Иван Леонидов"; Юрий Аввакумов подготовил CD, где собраны все проекты архитектора
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
В субботу Музей архитектуры откроет юбилейную выставку, на вернисаже выступит звезда современной архитектуры голландец Рэм Куулхас, еще десять лет назад приезжавший в Москву собирать материалы для книги о Леонидове. Родившийся сто лет назад Иван Леонидов - признанный миром архитектурный гений, за всю жизнь построивший только лестницу кисловодского санатория. Архитектор Иван Леонидов родился в семье лесничего на хуторе в Тверской области, рисовать учился у иконописцев, окончил архитектурный факультет ВХУТЕМАСа, где считался самым талантливым студентом, потом там же преподавал. Был активным членом общества Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА). В начале 30-х подпал под гонения на формалистов, все, что он делал, было объявлено "леонидовщиной" (в то время к навешиванию ярлыков была какая-то патологическая страсть), от любимого преподавания пришлось отказаться, он больше не мог "уводить студентов на путь абстрактно-формалистических исканий, конструктивного произвола и беспочвенного фантазерства". В войну Леонидов пошел на фронт сапером, был контужен. После войны занимался оформлением выставок, работал в архитектурной мастерской, разрабатывал различные проекты, участвовал в архитектурных конкурсах. Ни один не выиграл, но многие из них изучают теперь в архитектурных институтах. В 50-х пережил тяжелый творческий кризис - в то время задачи профессии понимались совсем не так, как видел их он. Все последние годы жизни занимался проектом "Города солнца". "Утопия" Томаса Мора была любимой его книгой, как и книга Геккеля "Красота форм в природе". К слову, он никогда не носил костюма, только комбинезоны, сшитые по собственному проекту. Был, судя по воспоминаниям, очень светлым человеком, такое же светлое впечатление оставляли его работы. "Когда в переполненном трамвае, на котором я ехал сейчас на совет, пассажиры узнали, что кто-то везет голубей, сразу прекратились и давка, и пререкания. Все как-то потеснились, заулыбались, как бы стали лучше. Такое первое мое впечатление от проекта Леонидова", - так начал однажды свое выступление на худсовете Григорий Бархин. Умер Леонидов в 1959 году. В общем, довольно характерная биография русского ровесника ХХ века, гения, родившегося как будто не ко времени и как будто не к месту. Два архитектурных проекта Ивана Леонидова (один, сделанный еще в студенчестве, и второй - немногим позже) вошли почти во все серьезные книги и энциклопедии по истории архитектуры ХХ века. Его имя в архитектурной среде почитается без всяких оговорок - мало того, что абсолютный талант, идеи которого предвосхитили развитие современной архитектуры и отличались удивительной новаторской красотой решения, мало того, что опережал других гениев или шел с ними в ногу (Мис ван дер Роэ, Корбюзье), так и человеком он был не запятнанным ни интригами, ни компромиссами с властью. Смешно, но абсолютно свободные и по тем временам отчаянно дерзкие проекты Леонидова были объявлены "мелкобуржуазными", хотя ни крохи мещанства в нем не было. Не было и пустого прожектерства в соединении с характерной российской мечтательностью. Он занимался не артистическим фантазированием, а проектированием будущего архитектуры. Один из главных его проектов - Институт Ленина на Ленинских горах - с огромной шарообразной аудиторией и вертикальным небоскребом книгохранилища был, по словам исследователя Селима Хан-Магомедова, проявлением "принципиально нового тектонического и эстетического мышления". Все конструкции, казавшиеся тогда невероятными, были точно просчитаны. Да и сам прием - превратить конструктивное решение в эстетическое, обнажить вантовые конструкции сооружения - стал популярен только несколько десятилетий спустя. Еще один знаменитый проект Леонидова - Дом Наркомтяжпрома на Красной площади - огромный комплекс из трех разных по силуэту и высоте стеклянных башен должен был стать архитектурной доминантой новой Москвы. Вид этих небоскребов удивительно красив. Правда, глядя на проект, многие сегодня говорят: как хорошо, что не построили. Но построили ведь за семьдесят лет после рождения проекта столько всего вокруг Кремля, не имеющего никакой ни эстетической, ни практической ценности, что леонидовский проект, вдохновивший десятки архитекторов по всему миру, служит только гордости и чести русской национальной архитектуры. Блистательный новатор и урбанист, Леонидов был внимателен к природе и к исторической застройке. Тот же Наркомтяжпром не подавлял памятники Кремля, а включал в свой образ купола храма Василия Блаженного и облик старой Москвы. А созданный в 1930 году конкурсный проект Дома промышленности был настоящим зеленым небоскребом с террасами-садами. Такие только сейчас начали строить. Одна из основных сложностей архитектурной профессии в том, что талант архитектора сам по себе - не залог его успеха. К архитектурным новациям должно быть готово все общество - технически, идеологически, нравственно. Советский Союз в сталинскую эпоху в гении Леонидова не нуждался. Власть создавала, а общество потребляло архитектуру прямо противоположную. Приветствовались пышный декор, мощные колонны, нарядные фасады, обильно украшенные скульптурой, неоклассицистические формы. Страна строила не небоскребы, устремленные вверх, к солнцу, а подземные дворцы метрополитена. Страна решила, что пойдет своим путем, не в ногу с миром, отвернулась от тех, кто смотрел в будущее. И сегодня, через сто лет после рождения Ивана Леонидова, наша архитектура по-прежнему идет своим особым путем, опять по причинам, не зависящим от талантов архитекторов. А что Вы думаете об этом?
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности