В четверг в Отделе личных коллекций ГМИИ имени Пушкина открылась большая выставка "Неизвестный Кончаловский". 82 картины из частных коллекций, в основном из собрания семьи художника, - они никогда прежде не выставлялись.
Довольно редкий случай: коллекция, сохранившаяся в семье художника (в которой все три знаменитых Михалкова), оказалась очень хорошей. Как правило, в семье остаются вещи, не востребованные при жизни мастера. В случае с Петром Кончаловским, который отдавал вещи только в музеи (в частных коллекциях его работы наперечет), все получилось немного по-другому. Большинство картин на выставке - исключительно высокого качества, а некоторые могут украсить экспозицию любого музея. Поэтому выставка получилась настоящей, полной и достаточно представительной ретроспективой. Представлены все периоды его творчества - от юношеских, но уже очень мастерских подражаний Ван Гогу и Гогену и зрелого стиля эпохи "Бубнового валета" до поздних, 50-х годов, пейзажей и натюрмортов. Самое замечательное, что бросается в глаза на выставке, - Кончаловский, несмотря на официальное признание в советское время, так и не стал соцреалистом. Больше того, он никогда не работал даже в реалистической, тем более передвижнической манере. На протяжении всей жизни он сохранял верность великой французской живописной традиции. Что для нашего искусства XX века случай почти уникальный.
Выставка, главная задача которой - публикация вещей, имеет и свой подтекст. Иногда после таких выставок коллекционеры расстаются со своими собраниями, которые попадают либо в музей, либо на аукционные торги. Вопрос об этом зашел и на пресс-конференции по случаю открытия выставки Кончаловского. Внук художника Андрон Кончаловский сказал, что "не видит ничего плохого в том, чтобы продавать вещи". А поскольку уникальность этой коллекции очевидна, то мы, вероятно, можем скоро ждать настоящих сенсаций.
Андрон КОНЧАЛОВСКИЙ, режиссер, внук художника:
- Я не против продажи коллекции, если картины попадут в руки человека, который понимает, что покупает. Тем более если он будет выдавать эти картины на выставки. Я знаю людей, которые страстно любят Кончаловского.
Михаил КАМЕНСКИЙ, искусствовед:
- У каждого художника на рынке есть своя конъюнктура. Цены на ранние работы Кончаловского (10-х - начала 20-х годов) варьируются от 50 до 200 тысяч долларов. Стоимость картин 20-х годов падает на порядки, а работы 30-х и более поздние стоят около 10 тысяч. Эти поздние вещи на рынке присутствуют, но не пользуются большим спросом. Есть, конечно, и уникальные вещи - на майских торгах "Сотби" 1999 года картина Кончаловского была продана по рекордной для этого автора цене, приближавшейся к полмиллиона долларов. Но это - следствие конъюнктуры того года. Выставка, без всякого сомнения, подстегнет интерес к его творчеству и утвердит его не только как одного из лидеров русского искусства того периода, но и как одного из самых дорогих русских художников XX века. Но все же предполагать повторения рекорда 1999 года на сегодняшний день оснований нет.
А что Вы думаете об этом?