Заслуженный артист России Дуфуня ВИШНЕВСКИЙ все последние годы средства, зарабатываемые на жизнь, подчиняет идее создания культурного цыганского центра в Москве и открытию памятника цыганам, погибшим во Вторую мировую войну.
- В столицу я приехал из Ужгорода, где-то году в 1962-м, мне было около 12 лет, и я решил поступить в цыганскую студию. Ясное дело, что мы около двух недель ночевали на вокзалах, потом в театральных гримерных. Это было роскошью. С годами я понял, что она связана с 1956 годом, когда Хрущев подписал закон об оседлости цыган.
- Вам не бывает обидно: "Цыганочка" считается русской народной песней. Про танец и говорить нечего.
- Стихи к ней, между прочим, написал Аполлон Григорьев, а музыка - да, народная, это сибирская венгерка, но с русским акцентом. Так срослось. Я думаю вот почему. Цыгане всегда кочевали, а русские цыгане и без всяких указов Хрущева понимали, что в зиму кочевать - это даже не авантюра, и оседали на зиму в деревнях. И чтобы не заснуть, как медведь в берлоге, переняли у русских многое. Смотрите, русский человек в праздники плясал трепака и вприсядку, цыган - тоже. Вы пили чай из самовара, мы - из сумовара. Плечами трясут и русские, и цыгане. Вот в песнях все и спелось. На что обижаться?
- Например, на то, что русские сделали своей вашу "визитку".
- На себя надо сердиться. Цыгане не знают своей истории. Певице Тане Демидовой, ее воспел Пушкин, оказывается, пособие платила цыганка-графиня. Я об этом узнал недавно, а миллионы цыган до сих пор ни об этом факте, ни о цыганке-графине понятия не имеют... Все знают о погибших во Второй мировой войне 6 миллионах евреев, а сколько по приказу Гитлера уничтожено цыган, никто не знает. Я с помощью многих людей собрал данные о том, что только российских цыган в войну погибло более 500 тысяч, половина из них в специальных концлагерях для цыган. Рассказал об этом в художественном фильме "Грешные апостолы любви". Но... мы не евреи с их мощной диаспорой по миру и каким-никаким государством. Мы больше русские - разобщены и живем, надеясь на авось.
- Но ведь вы же стараетесь установить в Москве памятник цыганам, погибшим в концлагерях.
- Меня даже поддержали, но власти, а не цыгане... Вот опять же. В Германии есть памятник погибшим цыганам. Это идея немецкой интеллигенции... Я думаю, что сейчас такой момент в истории моего народа, что если мы сами не поднимем вопрос исторической памяти и ответственности, то растворимся как пыль. Ну кому это нужно, если уже сами цыгане забывают, что с ними творили фашисты? Представляете через несколько лет реакцию обывателя на то, что цыган фашисты начали уничтожать вместе с евреями? По архивным документам, во всяком случае, приказ Гиммлера был подписан 1939 годом, в 1939-м над цыганскими детьми фашисты проводили свои знаменитые расовые "опыты". Я разыскал фамилии этих детей, кто-то из них выжил, но даже ради потомков теперь уже старики не хотят "ворошить прошлое". Нам, цыганам, история не прощает этой бесшабашности пополам с уничижением.
- Почему вы хотите, чтобы памятник был именно в Москве?
- Основные зверства фашистов против нашего народа пришлись на Псков и окрестности, но Москва - и цыганская столица. Здесь пересекаются и молдавские, и среднеазиатские, и европейские, может, даже все цыгане. И потом, нам деваться некуда. У нас нет ни республик, ни своих палестин, у нас родина - Россия.
- Уже знаете, как будет выглядеть памятник?
- Да. Его образ ко мне пришел случайно. Когда у меня на Манежной площади был ресторан "В гостях у Вишневских", я глубоко за полночь вышел на улицу покурить. Там куча детей просила милостыню. Я думал - это наши, оказалось, таджики. Как не дашь? Еще и бросились в ноги кланяться. Я перехотел курить, раздал что было в кармане. Помню, не пелось в ту ночь. А утром сам собой увиделся образ памятника - мать с ребенком на руках и плачущей, с порванными струнами гитарой.
А что Вы думаете об этом?