Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Тбилиси тысячи людей вышли на митинг против принятия закона об иноагентах
Мир
Глава минэнерго Турции заявил об избежании энергокризиса благодаря сделкам с РФ
Общество
Губернатор Калужской области опроверг информацию о взрывах на территории нефтебазы
Общество
Прокуратура Приморья инициировала передел земли в центре Владивостока
Общество
В Москве самокатчики получили 15 тыс. штрафов за месяц
Общество
Владелец клуба рассказал подробности задержания участников «Коррозии металла»
Общество
Вокалист «Коррозии металла» рассказал обстоятельства задержания участников группы
Мир
Сырский подтвердил отступление ВСУ из населенных пунктов у Авдеевки и Марьинки
Мир
Посол Армении в ЕС не увидел угроз для РФ в сближении Еревана и Брюсселя
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду в Москве 28 апреля
Общество
Интересы дольщиков могут пострадать из-за действий прокуратуры во Владивостоке
Мир
Варшава указала на необходимость Киеву проявить инициативу по возврату призывников
Общество
В МЧС нашли протечки земляной насыпи в Абатском районе Тюменской области
Экономика
Правительство РФ отменило экспортные пошлины на уголь с 1 мая
Мир
Жители города Южное на Украине выступили против смены его названия
Армия
Песков заверил в победе России в спецоперации на Украине
Политика
Матвиенко указала на открытый и независимый курс внешней политики РФ

Атом ЭГОЯН, канадский режиссер: "Арарат" - глубоко личная картина"

Канадскому армянину Атому Эгояну 41 год, но он уже давно признан мэтром современного кино и одним, пожалуй, из двух ведущих канадских англоязычных режиссеров наряду с Дэвидом Кроненбергом. Самые известные фильмы Эгояна - "Экзотика", "Светлое будущее" (Sweet Hereafter, Гран-при жюри в Канне), "Путешествие Фелиции", а также более ранний "Специалист по улаживанию споров" (The Adjuster), за которого Эгоян в 1991 году получил Спецприз жюри Московского кинофестиваля. Когда стало известно, что Эгоян снимает "Арарат", картину о страшном геноциде армянского народа в 1915 году, это вызвало страсти и в кинематографической, и в политической среде
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В пятницу на Московском кинофестивале единственный показ фильма Атома Эгояна "Арарат". На российскую премьеру прибыл сам режиссер. Канадскому армянину Атому Эгояну 41 год, но он уже давно признан мэтром современного кино и одним, пожалуй, из двух ведущих канадских англоязычных режиссеров наряду с Дэвидом Кроненбергом. (Норман Джуисон, хоть и канадец, снимает в Голливуде.) Родился он, кстати, в Каире и только в 18-летнем возрасте переехал в Торонто - изучать международные отношения и классическую гитару. Самые известные фильмы Эгояна - "Экзотика", "Светлое будущее" (Sweet Hereafter, Гран-при жюри в Канне), "Путешествие Фелиции", а также более ранний "Специалист по улаживанию споров" (The Adjuster), за которого Эгоян в 1991 году получил Спецприз жюри Московского кинофестиваля. Когда стало известно, что Эгоян снимает "Арарат", картину о страшном геноциде армянского народа в 1915 году (только в тот год турецкие военные убили больше миллиона мирных жителей), это вызвало страсти и в кинематографической, и в политической среде. Незадолго до приезда в Москву Атом ЭГОЯН дал интервью обозревателю "Известий" Юрию ГЛАДИЛЬЩИКОВУ. - Судя по всему, вы давно готовились к такой картине. - Наверное, всегда. Во-первых, я не просто канадский, а канадско-армянский режиссер, и я не мог не снять фильм об уникальной истории своего народа. Во-вторых, фильма о геноциде армян до сих пор не существует, хотя это первый холокост XX века. - Мне, однако, показалось, что именно армяне будут несколько разочарованы фильмом. Большинство первых зрителей, даже зная о том, какова стилистика Атома Эгояна, ожидали увидеть правильный страшный исторический фильм. У вас же действие разворачивается в современности. Канадские армяне мучаются своими проблемами, заодно пытаясь понять, откуда есть они пошли и где их корни. (В "Арарате" есть кадры геноцида - но это якобы-кадры из якобы-фильма про геноцид, вполне голливудского, который снимает режиссер по фамилии Сароян. Его играет Шарль Азнавур. - "Известия"). - Видите ли, я убежден, что реконструировать историю на экране невозможно. Если бы я снял традиционную историческую картину с большими постановочными сценами, в этом была бы фальшь. Никто не может сейчас знать, как все происходило на самом деле. Я стремился обозначить, что геноцид в принципе был. Ведь многие в мире о нем до сих пор не знают, а турецкие власти отрицают факт геноцида. Они утверждают, будто не было никакой резни, никакого планомерного уничтожения населения, а были обычные - пусть и массовые - военные потери. - И вы решили показать историю через современных людей. - В этой истории именно они и интересны. Я хотел показать, что исторические события воздействуют на сегодняшние поколения. Что пережитая травма никуда не исчезла, переходит от поколения к поколению и подспудно порождает проблемы сегодняшних людей. Самое разрушительное в геноциде то, что были уничтожены не только жизни, но и основы гуманизма в людях, в нас. А травму ведь пережили все. Мои бабушка и дедушка остались сиротами во время геноцида, именно после него, наряду со многими другими армянами, они покинули страну, оказавшись в итоге в Египте. Я очень хотел снять в фильме Шарля Азнавура, ведь он знаковая фигура, возможно, самый знаменитый армянин в мире. Но идентифицирую я себя не с его героем - режиссером, а с тем молодым парнем, который работает на его съемочной площадке ассистентом, погружается в историю геноцида, и именно это позволяет ему понять, что трагедия геноцида до сих пор определяет жизнь его семьи (его отец погиб во время покушения на турецкого дипломата). Если хотите, смысл фильма в том, что все мы и сегодня в шрамах, полученных предками. А главный вопрос фильма: готовы ли мы осознать это и принять как часть своей культуры. - Премьера "Арарата" прошла в Канне. О фильме заранее говорили как о фаворите: мол, у Эгояна есть все для того, чтобы выиграть. И острая тема, и Азнавур в главной роли, и, наконец, второй по значению каннский приз - Гран-при - за плечами. Пора ему брать приз главный - "Золотую пальмовую ветвь". Почему фильм был показан в Канне вне конкурса? - У меня не было сомнений в том, что "Арарат" надо презентовать именно в официальной программе в Канне, но идея отдать его в конкурс сразу вызвала сомнения. Хотя три мои предыдущие картины боролись за призы Канна. Конкурс - все-таки базар. Если бы "Арарат" не выиграл "Золотую пальмовую ветвь", это стало бы победой для тех, кто заранее осуждал мою картину. Кроме того, неизбежно получилось бы так, что жюри в оценке "Арарата" пришлось бы руководствоваться политическими соображениями, а я никогда не стремился к политическим целям. - Говорят про заведомое осуждение вашей картины. Я читал, что некий турецкий сайт призвал сограждан к бойкоту голливудских компаний "Уолт Дисней" и "Мирамакс" только за то, что они будут прокатывать "Арарат" в США. Кроме того, фильм вызвал осуждение турецких властей. Как вы к этому относитесь? - Как к естественной реакции. Современные люди не хотят нести ответственность за то, что случилось в прошлом, да и не должны нести. Кроме того, большинство турков действительно уверены в том, что геноцида не было, ведь им это говорили с детства. Или не хотят верить, что подобное вообще было возможно. В конце концов, повторяю, мне важно было сделать эту картину для себя лично. А что вы думаете об этом?
Комментарии
Прямой эфир