Мало того: ту же игру, но под другим названием - "Кто хочет стать миллионером" - ведет дважды в неделю Максим Галкин на ОРТ. Разница лишь в том, что Галкин с "Миллионером" - свежий продукт, а Дибров со "Счастливчиком" - консервированный. Когда -то именно НТВ владел правами на эту игру, потом ее продюсеры не сошлись с руководством канала характерами и финансами и перевели программу на ОРТ. Диброва долго уговаривали перейти на первый канал вместе с ведомой им игрой. Но движимый соображениями модного в то время канального патриотизма он не согласился. Так появились Максим Галкин и новое название программы. Потом-то Дибров все равно оказался на ОРТ, но кто ж знал, как все обернется?
В общем, нынешнее раздвоение его личности - своего рода напоминание о коллизиях того телесезона, когда все было зыбко, непонятно и лица одного канала в одночасье становились лицами канала другого. По окончании сезона следующего все более или менее "устаканилось", стабилизировалось. Уже никто никуда не идет - вот НТВ и решило повторить "Счастливчика", благо, что права на записанную серию игр принадлежат ему. А уж нравится это бывшему сотруднику канала или нет, а также не заходит ли от этого дежа вю ум за разум у зрителя - дело десятое. Лето. Пора повторов. А тут такое сокровище мертвым грузом лежит.
Еще одно сокровище - серию лучших игр "Что? Где? Когда?" то же НТВ начинает показывать с этой недели. Был недолгий период, когда Владимир Ворошилов покинул альма-матер, первый канал, и обустроился на НТВ. Потом все вернулось на круги своя, но записанные тогда программы остались в собственности НТВ. А собственность на то и собственность, чтобы распоряжаться ей, как Бог на душу положит. Да и не пропадать же добру, тем более что подлинного владельца этого добра уже и в живых нет. А и был бы жив Владимир Яковлевич Ворошилов - все равно ничего бы не смог поделать. Творец на современном телевидении - существо в высшей степени бесправное. Плоды его творчества, как правило, принадлежат тому, кто заказывает, а точнее, оплачивает музыку. Такова жизнь.
Но если Дмитрий Дибров и наследники Владимира Ворошилова никак не могут воспрепятствовать тиражированию своих лиц и программ, то иные телевизионные ведущие тиражируют себя охотно и без всякого принуждения со стороны. Оксана Пушкина ведет на том же НТВ программу "Женский взгляд" - раз в неделю она вздыхает по поводу не сложившихся или, напротив, сложившихся судеб своих героинь и героев, демонстрируя себя на фоне достопримечательностей мировых столиц или в шикарных интерьерах квартир и особняков героинь и героев с не сложившейся или, напротив, сложившейся судьбой. А в свободное от вздохов (то есть основной работы) время Оксана Пушкина, как в старом анекдоте, еще немножко шьет: рекламирует шоколад и стиральный порошок в межпрограммном пространстве на разных каналах.
Интонация ее рассказа о шоколаде или порошке ничуть не отличается от той, что обычно присутствует в "Женском взгляде". Особенно впечатляет фирменное придыхание Пушкиной, когда речь заходит о стиральном порошке. Кажется, вот она - панацея от всех женских и мужских проблем. Хочется, все бросив, накупить этого порошка и стирать, стирать, стирать. А когда белье станет по-настоящему белым, тогда-то и наступит оно, счастье. Простое и человеческое.
Между тем в цивилизованных странах и в цивилизованных телекомпаниях ведущие программ не имеют права рекламировать какие-либо товары и услуги. Это категорически запрещают профессиональные кодексы и уставы, которым неукоснительно следует каждая уважающая себя телекомпания. Считается, что это подрывает доверие зрителя к ведущему. Ну представьте, а вдруг окажется, что рекламируемый Пушкиной стиральный порошок не только не отстирывает, но и портит белье? А съевши шоколада, вы и ваши дети неожиданно отравились? И теперь, слушая ее душещипательные истории про разных "звезд" и знаменитостей, вы только и думаете: а ну как и эти истории сродни рекламе? А ну как под видом качественного продукта журналистка впаривает вам, извините, "фуфло"?
Ведущему развлекательного шоу участвовать в рекламе еще куда ни шло. Хотя, когда Леонид Якубович превозносил до небес достоинства лучшего в мире автомобиля - "Москвича" с оцинкованным кузовом - тоже было неловко. Сам-то Леонид Аркадьевич, небось, не на "Москвиче" разъезжает? И зачем было яркой и талантливой команде "ОСП-студии" доводить зрителей до исступления, по сто раз на дню примеряя дубленки и кожаные куртки в рекламе одного московского магазина (знаю людей, которые, доверившись любимым персонажам, потом проклинали и их, и разрекламированные изделия: в первые же дни пуговицы отлетали, швы расползались, молнии ломались).
А главный вопрос, который не дает мне покоя, когда я вижу теледеятелей в рекламных роликах: им чего не хватает? Славы? Денег? Но большей славы, чем приносит собственно телевидение, ни одна реклама не даст. А всех денег не заработаешь. Значит, тиражирование собственного лица и образа у ряда вполне успешных и популярных телеперсон - некая болезненная потребность постоянно быть на виду, рекламируя не только и не сколько шоколад, порошок или гнилые дубленки, сколько себя, любимых.
Самореклама принимает иногда комические формы. В центре Москвы то тут, то там встречаешь огромные биллборды - рекламные стенды, на которых изображены лица, а точнее - фигуры основных "лиц" канала ТВС. В полный рост. Евгений Киселев, Виктор Шендерович и другие взирают сверху вниз на едущих и бегущих по улицам горожан. Так отмечают телевизионщики свое возвращение в эфир, словно не замечая, сколь курьезно выглядит их соседство на уличных стендах с другим рекламируемым товаром - мужским бельем, косметикой, сигаретами, пивом и "самыми миниатюрными прокладками". Главный же курьез в том, что никакая уличная реклама не сравнится по охвату, так сказать, потребителей с эфиром, который теперь есть у команды Евгения Киселева. И в этом эфире она, команда, может не только демонстрировать свою экранную продукцию, но и рекламировать себя вволю, что она и делает без устали уже второй месяц. Но, выходит, и этого мало. Осталось только наладить производство маек с "лицами" канала ТВС на груди и спине да раздавать их бесплатно на улице - сомневаюсь, что найдется много желающих заплатить кровные рублики за футболку с портретом того же Евгения Алексеевича. Любителей же дармовщинки у нас хоть отбавляй.
Отменный повод для саморекламы - юбилей канала или очередная дата выхода в эфир той или иной программы, причем совершенно не обязательно, чтобы круглая. Не успел канал ТВЦ широко - с путешествием по самому себе в эфире и с гала-представлением на Тушинском аэродроме - отметить пятилетие, как подоспело четырехлетие программы "Постскриптум". Тоже дата. И, по мнению авторов, более чем достойная освещения в собственном эфире. Вот как выглядел праздничный сюжет в последнем выпуске программы.
В кадре - зал ресторана. На столе - огромный торт с надписью кремом: "P.S." Корреспондент - елейным голосом: "На этой неделе наша программа отметила четырехлетие выхода в эфир. Поздравить "Постскриптум" пришли ведущие политики России, влиятельные депутаты Госдумы, послы и дипломаты, а также известные ученые, режиссеры... День рождения программы не обошли своим вниманием и представители власти (в кадре из "представителей власти" один Сергей Ястржембский). Пришедшие не скупились на комплименты..."
Александр Лившиц: "Хорошая, интересная программа, необычная, видна индивидуальность ведущего, поскольку он один из лучших в России специалистов по внешней политике..."
Сергей Степашин: "Это одна из самых серьезных не только информационных, но и аналитических передач..."
Дальше еще несколько комплиментов из уст VIPов - и резюме
ведущего Алексея Пушкова: "Как говорится, лучше не скажешь".
В общем, смешные они - телевизионщики. Ничто человеческое - ни тщеславие, ни самомнение, ни желание нравиться любой ценой - им не чуждо. Все дело - в чувстве меры и вкуса. Вот представьте себе Познера в полный рост на уличном рекламном щите или того же Владим Владимыча, демонстрирующего с экрана какой-нибудь товар, или его же, всерьез, в собственном эфире выслушивающего комплименты в адрес своей программы... Почувствовали разницу?
А что вы думаете об этом?