- Были ли конкуренты у вашего проекта, почему Министерство культуры остановилось именно на нем?
- О конкурентах ничего не знаю. Я подал заявку и был уверен, что она пройдет, потому что ничего другого, соответствующего лозунгу биеннале, кроме проектов реконструкции Большого и Мариинского, просто невозможно представить. Наша экспозиция называется "Два театра".
- Но проекта реконструкции Мариинки еще нет. Вы везете отвергнутый, скандальный проект американца Эрика Мосса.
- Наша задача - продемонстрировать в Венеции ситуацию, которая сложилась с двумя большими федеральными стройками. Проект Мосса не получил одобрения, но это не значит, что он не может участвовать в объявленном сейчас конкурсе на реконструкцию Мариинки. И этот проект уже сыграл свою историческую роль: вызвал дискуссию, поднял планку для участников конкурса и спас город от зауряднейшего питерского проекта. С Мариинкой уже не случится позора, который произошел с Большим. В Москве хотели рядом с историческим зданием, которое собирались музеефицировать и лелеять, построить суперсовременный театр. А построили катастрофу для престижа города. Новый театр технологически и эстетически негоден. Теперь у авторов проекта реконструкции Большого Михаила Хазанова и Михаила Белова усложнилась задача, но и их проект не окончателен.
- Кроме архитекторов Хазанова, Белова и Мосса появился четвертый герой нашей экспозиции - сценограф Георгий Цыпин.
- Мы хотели экспозицию сделать яркой. Конечно, можно было бы позвать дизайнера попроще, и все сделать подешевле. Но мы решили пойти ва-банк и позвали Жоржа Цыпина. Он сам иллюстрирует одну из наших идей. Он русский по рождению, но живет в Америке, по образованию - архитектор, но занимается сценографией. Он ставит спектакли и в Большом, и в Мариинке, и по всему миру. Он
театрализовал наш показ.
- Разве театрализация - это хорошо? Суджик обещает показать на биеннале не инсталляции и видео, не театр, а реальное будущее архитектуры.
- В театре Цыпин суммировал достижения современной архитектуры и ее философию выдвинул на сцену - в этом секрет его успеха. А в Венеции он суммирует, театрализует идеи нашей экспозиции, представляющей реальные проекты.
- Но откуда деньги на цыпинские стеклянные лодки и купола, плавающие в затопленном водой первом этаже?
- Деньги - самая большая моя и Музея архитектуры беда. Музей стал субподрядчиком Государственного центра современного искусства и получил большую часть бюджетных денег, отпущенных на нашу экспозицию. Но Минкультуры выдало всего 75 тысяч долларов, причем на экспозицию приходится только 20 тысяч, а стоимость ее будет равна, как мы сейчас понимаем, примерно 180 тысячам.
- И где же эти деньги нашлись?
- У нас есть спонсор - строительная компания "Модуль". Но она покрыла только треть расходов, а две трети - деньги музея. Я не могу провалить эту экспозицию, поэтому музей влезает ради нее в страшные долги. В общем, ради Венеции я разорил музей.
- Хорошо ли это? И разве музей не живет на бюджетные деньги?
- Вот я сижу и думаю, хорошо ли это. Но я трачу не бюджетные деньги музея, а заработанные им на экспорте выставок. И я считаю, что наша экспозиция прославляет Россию. При всей сложности и спорности задуманного наша экспозиция исключительно не стыдная. Мы вывозим нечто удивительное и рассчитываем на премию.
- Вы будете вывозить на биеннале, как это было в прошлый раз, большую делегацию начальства?
- У нас нет на это денег. Но мы очень просим приехать руководителей двух театров и двух министерств, ответственных за реконструкцию, - Госстроя и Минкультуры. Хотим, чтобы они посмотрели, как на мировом фоне, в контексте передовой архитектурной выставки, выглядят два наших проекта.
- А кто оплачивает участие Мосса?
- Это американцы Фредерик и Лори Смит. Ведь не Гергиев привлек Мосса к реконструкции Мариинки, как пишут некоторые газеты, а Смиты. Удивительные люди. Она - бывшая голливудская актриса, он когда-то работал шофером и охранником у Пикассо. Теперь это очень богатая пара и очень романтичная, имеющая амбиции участвовать в каком-то большом деле, внести вклад в историю. Когда был объявлен тендер на Мариинку, они ввязались в эту историю и профинансировали проект Мосса. Наверное, отправляя его проект в Венецию, они таким образом его лоббируют. Но и рискуют - архитекторы не слишком любят друг друга, работа Мосса может подвергнуться жесткой критике и потеряться рядом с тактичным проектом реконструкции Большого.
- Вы везете в Венецию еще одну выставку.
- Она будет идти параллельно биеннале, значение которой из года в год растет. Как растет значение архитектуры, создающей среду, в которой живет человечество. Так вот, на сопутствующей выставке мы покажем надежду нашей архитектуры. Официальные архитекторы в больших проектных организациях ничего идеологически значительного не делают. Новые силы и идеи у нас концентрируются в среде частных бюро. Мы отобрали лидеров: бюро "Меганом", Алексея Козыря, Владимира Плоткина, Николая Лызлова и нижегородца Евгения Пестова.
А что вы думаете об этом?