В пятницу для специалистов и участников, а 8 сентября для всех желающих открывается самый главный смотр современной архитектуры - Венецианская биеннале. В этом году выставка будет отличаться от своих предшественниц - из интеллектуального смотра она превратится в отчет о будущем.
NEXT - короткое название 8-й биеннале вызывающе разнится с длинным девизом "Меньше эстетики, больше этики" 7-й и метафорическим заглавием "Чувство будущего - архитектор как сейсмограф" выставки шестилетней давности. Куратор нынешнего международного архитектурного смотра Деян Суджик решил, что на этот раз в Венеции надо показывать только реальную архитектуру, крупные общественно значимые проекты, которые будут реализованы в ближайшие годы. Чтобы избежать упреков в том, что Венецианская биеннале далеко уходит от жизни и демонстрирует только видео и инсталляции.
Много пишущий английский архитектурный критик и газетный обозреватель (по образованию архитектор) Суджик, которому как раз в день открытия биеннале исполнится 50 лет, захотел вернуть выставку к прагматическим истокам. Хотя в последнее десятилетие она как раз ценилась своими интеллектуальными рефлексиями. Усилиями кураторов биеннале резко отличалась от многочисленных скучных выставок фотографий вновь выстроенных престижных объектов, то есть не была выставкой архитектурных достижений и парадом профессиональных амбиций.
ХХ век, время расцвета массового строительства, был для архитекторов звездным - они имели уникальную возможность диктовать миру условия, правила и нормы жизни, проектировать города не только учитывая человеческие потребности, но и провоцируя на создание новых. (Тут показателен опыт Ле Корбюзье и советских архитекторов.) И потому в конце века обозначилась потребность осознания личной ответственности архитектора перед обществом за то, как строится мир, осознание его отношений с государственной властью и властью денег.
Однако Суджик, став куратором Венецианской биеннале (а этот факт навсегда украсит его профессиональную биографию), посчитал, что в рефлексиях стоит сделать перерыв. И архитекторам пришла пора просто показать товар лицом - продемонстрировать удачные пространственные и формальные архитектурные решения, предъявить новые формы и умение обращаться с новыми технологиями и строительными материалами. Такое решение привлекательно и для архитекторов - будет оценено их личное профессиональное мастерство, и для стран-участниц - развитая современная архитектура есть наглядный показатель национальной технической и экономической мощи, социального развития общества.
Нынешняя биеннале, как и прошедшие, будет состоять из двух частей - большой международной архитектурной выставки NEXT в Арсенале и экспозиций 50 стран в национальных павильонах. Соответственно будут присуждены три главных приза. "Золотых львов" выдадут лучшему проекту международной выставки, лучшему проекту, представленному в национальной экспозиции, и лучшему заказчику. Последний приз также приближает биеннале к реалиям современной жизни, когда именно клиент, готовый рисковать большими деньгами ради качественной и социально корректной архитектуры, есть творец нового архитектурного мира.
Пока содержание национальных павильонов (кроме российского) не известно. А на международной выставке, подготовленной Суджиком, будет показано 130 абсолютно свежих проектов. Они будут распределены по разделам: дома, музеи, образование, коммуникации, рабочие места, шопинг, башни (небоскребы), церковь и государство (символическое соединение), зрелищные здания и генпланы. В каждом разделе будут работы представителей международного архитектурного истеблишмента - Нормана Фостера, Жана Нувеля, Ренцо Пьяно, Захи Хадид, Арато Исодзаки и прочих профессиональных лидеров. Обещают и работы начинающих, хотя понятно, что относительно начинающих. Никто не доверит неизвестным важные общественно значимые проекты, за которыми стоят огромные деньги.
В общем, 8-я Венецианская архитектурная биеннале должна стать настоящим состязанием амбиций. В котором Россия примет весьма скромное участие. В международной выставке, попасть на которую - большая честь, нет ни одного проекта нашего архитектора и ни одного проекта, сделанного для нашей страны. Что объясняется просто: Россия - единственная цивилизованная страна, где не проектируют знаменитые архитекторы-чужеземцы, а своих знаменитых архитекторов у нас пока нет.
Шансы российского павильона, где будут представлены проект реконструкции Большого театра Михаила Хазанова и Михаила Белова и сначала принятый (после конкурса), а потом отвергнутый проект реконструкции Мариинки американца Эрика Мосса, в международном соревновании не велики. Призы, судя по программе и объявленным задачам выставки, должны достаться новым формам и абсолютному архитектурному качеству. Проект реконструкции Большого - принципиально традиционен и корректен по отношению к историческому зданию. Проект Мосса - никогда не будет реализован, что уже ясно, потому что на реконструкцию Мариинки объявлен новый конкурс. Будь на этой биеннале, как раньше, приз за лучшую экспозицию, то, наверное, наш павильон мог бы на него претендовать - все-таки экспозицию делает международная звезда сценографии Георгий Цыпин. Но этого приза нет, а приз лучшему заказчику нам не светит. В нашем случае заказчики - государство (в лице Министерства культуры) и город (Санкт-Петербург в случае Мариинки). И надо честно признать, заказчики эти ведут себя непоследовательно. Проект Большого вроде утвержден, но вряд ли будет исполнен как задумано, а с реконструкцией Мариинки пока связаны только скандалы.
А что вы думаете об этом?