Выставка этого года программно обречена быть выставкой макетов, планшетов и планов, поскольку на ней должно показывать только реальную архитектуру, ту, что будет построена. Но планы, макеты и планшеты все страны представили исключительно качественные, в том числе и наша. И макет реконструированного Большого архитекторов Михаила Белова и Михаила Хазанова, и привезенный из Америки макет превращения сталинского кинотеатра в новое здание Мариинского театра Эрика Мосса так хороши - красивы и наглядны, - что привели меня в состояние почти восторженное.
Проект Большого обрадовал не только внешним видом и материалом (стеклянный прозрачный макет и чертежи, ярко отпечатанные на банерах). Главное, что по нему любому зрителю, а не только специалистам отлично видно, какие именно преобразования ждут театр - символ и раритет российской столицы. Написав уже не один газетный текст о реконструкции Большого, посетив не одну выставку, ей посвященную (с банкетами, ряжеными юными балеринами у входа, красивыми фотографиями утрат и разрушений театра), периодически расспрашивая архитекторов Белова и Хазанова, я только сегодня - и не у себя дома - наконец-то наглядно представила характер ожидающих театр изменений. Смогла оценить степень их разумности и корректности.
Что же касается проекта Эрика Мосса, победившего на первом конкурсе на реконструкцию Мариинки и вызвавшего громкий скандал, то, на мой взгляд, это действительно очень качественная и интересная архитектурная работа, которую следовало бы рассматривать и обсуждать очень серьезно. Но ни этого макета, ни этих проектных разработок, по которым видно, в какой степени дерзко, а в какой тактично проект заморского архитектора вписывается в историческую питерскую среду, ни в Питере, ни в Москве показано не было. Все обсуждения реконструкций двух главных театров страны проводились кулуарно, почти закрыто (случай Мариинки) или же публично, но настолько невнятно, что даже у специалистов не сложилось определенного мнения, а у общественности остались в памяти только домыслы, выплеснувшиеся на газетные страницы.
Понятно, что высококлассная, на современном уровне презентация проектов стоит денег, но и бюджетные и спонсорские средства для нашего павильона на биеннале нашлись. Нашлись деньги и на праздники и выставки, которых было несколько, в честь юбилея Большого. Но ничего уровня венецианской экспозиции мы так и не увидели. Прозрачность в делах, связанных с большими общественно значимыми стройками, в нашей стране не предусмотрена. Ни у кого, кажется, не возникло даже мысли представить на широкое публичное обсуждение два архитектурных проекта двух всей стране известных зданий. Причем выставить так, чтобы каждый налогоплательщик мог понять, куда же пойдут государственные (то есть его) деньги. Хотелось бы, чтобы выставку, привезенную на международный архитектурный смотр, можно было увидеть и в городах, кровно заинтересованных в реконструкции Большого и Мариинки. И тогда, уверена, все разговоры о мафии, которая навязала Мариинке Мосса, затихнут.
Кстати, на биеннале имя Мосса поминается наряду с другими всем известными архитектурными именами. И тема стеклянного облака, или прозрачного "мятого" мешка, была мною замечена не только в моссовском, но и в нескольких зарубежных проектах. Например, в итальянском павильоне есть проект римского Центра конгрессов Максимилиана Фуксаса, где внутри огромного здания "висит" мешковатое облако. Эта тема возникла не случайно, современные технологии позволяют сделать в архитектуре нечто аморфное, без привычных прямых углов.
Итак, суммирую первые впечатления. Наша экспозиция, придуманная знаменитым сценографом Георгием Цыпиным, смотрится классно - она не только красива, чего и следовало ожидать, но и разумна. В бутафорской воде, залившей первый этаж нашего павильона, не утонуло его содержание. Это можно считать нашей победой - и не важно, будет ли она зафиксирована премией (награда, предполагаю, достанется американцам, посвятившим свой национальный павильон трагедии 11 сентября и поставившим у входа огромный кусок искореженной взрывом строительной конструкции). Обидно, правда, что по старинной нехорошей советской привычке мы экспортируем то, что очень нужно нам дома.
И еще одно соображение: может быть, стоит перейти от кураторских проектов, сделанных специально для главной международной архитектурной выставки, к практике показа нашей реальной архитектуры. В рамках биеннале в зале Итало-шведского культурного фонда в Венеции открылась выставка пяти российских архитекторов. Называется она "V Nice" - это можно прочитать как "Пять лучших", а можно исхитрится и прочесть немножко неграмотно - "в ниц". Но Алексею Козырю, Николаю Лызлову, Владимиру Плоткину, Евгению Пестову и архитекторам бюро "Меганом" падать ниц стоит только перед божественной, вечно прекрасной Венецией - в контексте мировых достижений современной архитектуры их работы выглядят очень достойно.