Зрители не просто совершают ритуальный осмотр престижнейшей выставки. Они подолгу останавливались у каждого экспоната - архитектурный проект не сразу раскрывается даже перед профессионалом, его надо изучить, понять, прочитать. Но никто не спешит. Отдающие архитектурной биеннале часы и дни собственной жизни, будь то именитые архитекторы, студенты, журналисты, специалисты, профессионально заинтересованный люд и любопытствующие, все знают, что имеют уникальную возможность - увидеть самые интересные проекты, которые в ближайшие годы станут громкими мировыми архитектурными премьерами.
Венецианский Арсенал - старые доки, приспособленные под выставочное пространство - принял в эти дни самую содержательную архитектурную выставку в мире под названием NEXT. Здесь демонстрируют не просто архитектурные проекты - планшеты и макеты, а уровень развития современного интеллекта, мощь мировой науки, развитие техники. Из 140 проектов нельзя назвать ни одного, соответствующего бытовому, банальному представлению о доме. Даже в разделе "Дома".
Современную архитектуру часто называют дизайнерской, и даже упрекают ее в этом. Но стиль высоких технологий - это тотальный, большой стиль нашего времени. И хотя проходя по выставке NEXT вдруг начинает казаться, что все эти домики сделал из льда архитектор Кай по заказу Снежной королевы, все равно зрителя не покидает восхищение от увиденного и гордость за человечество. Да простит мне читатель столь высокопарное заявление.
Все лучшее в современной архитектуре, говорит NEXT, будь то магазины, дома, музеи, церкви, вокзалы и небоскребы есть синтез новых технологий, смелых пространственных решений и знаний о человеке. Ведь только с первого взгляда все эти прозрачные небоскребы, рвущиеся ввысь, и птицей распластанные над землей здания, больше похожие на космические объекты или покрытые металлом облака, отчуждены от людских нужд. При детальном рассмотрении ясно, что все в них сделано для удобства потребления, все функционально.
Новая архитектура вынуждена быть дизайнерской, ведь дизайн - не внешнее оформление, а подчинение эстетики функции. И когда смотришь в разделе "Торговля" на проект центра BMV в Лейпциге, созданный группой Coop Himmelb(l)au и Захой Хадид, то понимаешь, это не дивный прозрачный мыльный пузырь неправильной формы и не выросшая до гигантского состояния амеба, а хорошо организованный комплекс для удобного взаимоотношения человека с автомобилем.
Понятно, что здания, превращенные в огромный технологический комплекс, где нет даже прямых стен (а NEXT подчеркивает, что современная архитектура объявила войну плоским стенам) должны компенсировать свое "неземное" происхождение. Так что лучшие архитекторы мира демонстративно идут на сближение с природой. На выставке очень много зданий повторяющих природные формы, похожих на гигантскую плесень выросшую на поверхности земли, но плесень восхитительную. И конечно (это уже очень старая тенденция), где можно архитекторы сажают деревья - на крышах, между этажами, на каждом этаже. Последний этаж нью-йоркского Музея африканского искусства Бернарда Чуми - лес. Причем, как и остальные этажи этого здания с волнообразными стенами, покрытый прозрачным колпаком. А Тадео Андо строит пентхауз в форме стеклянного бруса на крыше старой манхеттенновской башни, предварительно разбив на ней сквер. Если когда-то, давным-давно дома вписывали в природу, то теперь насмерть побежденную природу взращивают внутри домов.
Еще одна тенденция современной архитектуры - прозрачность. Просто какая-то тирания прозрачности. Будто зданиям стыдно занимать столько места в пространстве, и они прикидываются невидимками. Вся поверхность Публичной библиотеки в Нью-Йорке превращена авторами (TEN Arquitectos) в гигантский экран с меняющейся "внутренней" проекцией. (Опять победа над традиционной стеной). А в круглом Millenium Hause Арата Исодзаки, все комнаты с прозрачными стенами, раздвигающимися на подобие стен-ширм в традиционном японском жилье. И, поверьте, сверхновый дом-миллениум так же благородно изящен, как и старый японский.
При всей супертехнологичности показанных на NEXT проектов, их нельзя считать монстрами нового века, это прекрасные произведения, сплошь шедевры современной архитектуры. Каждый из 140 проектов. Поэтому задача у жюри 8-ой венецианской архитектурной биеннале - сложнейшая. Комментарии к ее решению - в ближайших номерах "Известий".
А что вы думаете об этом?