Едва ли не самый молодой среди 14 режиссеров, чьи фильмы составили конкурсную программу рижского международного кинофестиваля "Арсенал", 35-летний чех Богдан Слама стал обладателем главного приза - золотого слитка ценой в 10 000 долларов.
Как и на пятнадцати предыдущих "Арсеналах", победителя (похоже, нигде в мире больше такое не практикуют) определяет не жюри, а лотерея. Отец-основатель "Арсенала" Аугуст Сукутс завел это неукоснительное правило, исходя из принципа: коль уж отобрали на фестиваль эти фильмы, значит, все они - лучшие. По каким зыбким критериям отмеченное "Серебряным медведем" в Берлине "Утро понедельника" Отара Иоселиани следует предпочесть каннскому триумфатору "Человеку без прошлого" Аки Каурисмяки или "Я возвращаюсь домой" португальца Мануэля де Оливейры, снявшего свою первую ленту в 1931 году? Нет таких критериев, если обходиться без интриг, считают в "Арсенале", самое верное дело - жребий.
На арене рижского цирка в круг расселись 14 джентльменов в черных смокингах, представлявших режиссеров-участников, и каждый получил для своего "подопечного" из лап бурого медведя "Магический кристалл" с надписью "лучший режиссер". Потом пошли усачи-силачи, шпагоглотатели, танцы с удавом... Разрезав мумию, подаренную якобы каирским музеем, достали слиток, а уж выбор его обладателя предстояло сделать джентльменам в смокингах, которых под дробь тамтамов обнесли рюмками с виски: в одной из них была пуговица, только что срезанная с мундира шпрехшталмейстера. Тот, кому она досталась, и стал победителем.
На арсенальском конкурсе балтийских фильмов (23 игровых, документальных и анимационных) денег было поменьше (7 тыс. долларов) и обошлись без виски: решало жюри, возглавляемое Людмилой Цвиковой из Словакии. Оно предпочло "Жизнь Венеции и смерть Цезаря" Янины Лапинскайте, поэтически снятую, грустную и смешную историю одинокого крестьянина Венеции и его кабанчика Цезаря.
Заехал в эти дни в Ригу Ян Харлан, друг, ассистент и член семьи автора "Заводного апельсина" и "Космической одиссеи" Стэнли Кубрика. Показал свой документальный фильм об ушедшем мастере, рассказал, что тот жил в окружении пяти собак, четырех котов, трех осликов и много играл в настольный теннис. "Из непомерных амбиций, тщеславия, зависти вырастает разрушение, мы исчезаем, наше место занимают машины", - так объяснил Харлан пессимистический взгляд Кубрика на природу человека. Был гостем "Арсенала" и Мика Каурисмяки. Он представил свою картину "Звучание Бразилии" и рассказал, что приступил к съемкам нового фильма "Honey baby". По словам знаменитого финского режиссера, он уже заручился согласием Никиты Михалкова сыграть в фильме эпизодическую роль хозяина мурманского ночного клуба.
А что вы думаете об этом?