Группа "Тараканы!", считающаяся одной из главных панк-команд России, на этой неделе выпускает в свет свой "бест" под названием "Лучшее. Враг хорошего". Русский панк-рок с момента своего зарождения - полувиртуальное явление, объективность существования которого вызывает сомнения и у меломанов, и у музыкальных критиков. Одни были склонны считать все попытки имитации стиля Нины Хаген и Sex Pistols пустым эпигонством, другие приписывали термин "панк-рок" исключительно сибирской рок-общине, а всех остальных объявляли их неудачными копиями или не имеющими отношения к этому стилю охотниками за модным нонконформистским ярлыком.. "Тараканы!" - ветераны панк-движения, прошедшие через все положенные панк-коллективу стихии существования: огонь подполья, воду свежего воздуха по выходе из него и медные трубы коммерческого успеха. Так ли это? На вопросы, упреки и замечания корреспондента "Известий" Юрия ДУДЯ ответил солист группы и панк-активист Дмитрий "Сид" СПИРИН.
- Может ли группа, хит которой полгода не вылезал из эфира на "Нашем радио", считаться представителем андеграунда?
- Корнями мы все оттуда. Период подпольного, местами подвального существования у нас продолжался лет пять. Я буду называть "Тараканы!" панк-группой и группой из андеграунда до тех пор, пока радиодеятели не перестанут шарахаться от названия нашей команды. Пока любой потенциальный спонсор, услышав первый аккорд первой песни, не перестанет категорично отказывать в поддержке.
- Хорошо, тогда выдели "Тараканов!" в московском подполье. Наверное, это стареющие ветераны с сединами на ирокезах?
- Ни фига подобного. Как мне кажется, для многих людей мы делаем новую группу. Мы многое делаем в российской культуре первыми. Нам, к примеру, принадлежит авторство первой в России поп-панк-песни-трека "Выходной" с альбома "Посадки нет". Хотя для людей, которые в панк-тусовке живут столько же, сколько и группа, мы уже неинтересны. Но они либо открыли для себя новые имена, либо не могут нам простить, что мы вырвались из этого болота и теперь нас знает больше народу, чем 5-6 лет назад.
- Давай представим, что я решил стать панком. Что мне для этого нужно сделать?
- Спроси у панков - они знают лучше. Раньше для этого стоило просто назвать себя панком, и тебя все вокруг считали сумасшедшим и неудачником. Сейчас это в некоторых кругах даже модно, хотя не понимаю, что в этом особенного. Лучше оставить эти разговоры тинейджерам. Мне все равно, что и как у них принято. Если человек слушает панк-музыку, чувствует ее дух, любит ее по-настоящему, он мне уже друг. А кто он и как себя называет - неважно.
- Постой-ка, а как же все истории и анекдоты про многоступенчатые посвящения в панки: жизнь на помойке и т.п.?
- Ерунда. Разве есть определенная шкала? Сколько лет надо жить на помойке, чтобы тебе сказали: "Да, парень, теперь ты панк"? В 80-е годы я думал, что все эти байки придумывал КГБ, дабы пролетарскую советскую молодежь отвернуть от тлетворного западного влияния. Нищета и неотмывающаяся грязь панков - тоже вымысел. Если у тебя нет денег купить кассету или сходить на концерт, то как тебе может нравиться наша музыка? Где ты ее вообще слушаешь? А если ты облеванный и оборванный, то ты не панк, а простой бомж.
- Есть мнение, что современные панк-группы - маленькие детишки, которые лишь пытаются подпевать харизматическому сибиряку Егору Летову. Ты можешь сопоставить себя с его "Гражданской Обороной"?
- Это все равно что сравнить "Тараканов!" с "Ласковым маем"! Обе эти группы являются чрезвычайно далекими от нас продуктами: эстетика, звук, смысловая нагрузка лежат в абсолютно других плоскостях. Существуют люди, которым 15 лет назад сказали, что "ГрОб" - это панк-рок, и они поверили и уверовали в это. И вдруг им заявляют, что панк-рок на самом деле абсолютно другой. Лично для меня и коллег музыка "ГрОба" никогда не была интересна. Мы не в Сибири выросли. У нас был доступ к другим, более занятным вещам.
- Еще одна позиция: со времени начала активной деятельности Нины Хаген и смерти Сида Вишеза панк-рок почти полностью себя изжил...
- Все с ним нормально. Приходят люди с новым видением, с новым звуком, с новым опытом и способом приложения этого опыта. Они создают новые группы, сочиняют песни, рождают новые подстили. Музыка развивается. Панк - по-прежнему одна из самых свежепахнущих музык. Сделанный искренне и честно, он до сих пор поднимает людей с насиженных мест и заставляет трясти костями.
- Насколько прибыльным занятием является участие в ключевой андеграундной команде страны?
- Мы гораздо менее востребованы коммерчески, чем "Океан Эльзи", например. Это не значит, что у нас меньше фанов, у них, возможно, больше. Но промоутеры прекрасно понимают, что все они из маргинальной среды и больше определенной суммы за билет не заплатят. А проблем от них куда больше, чем от мейнстримовой публики. В итоге игра панк-рока превращается в достаточно малооплачиваемую работу. Но мы спокойно к этому относимся, по-философски. Очень маленький процент людей занимается своим любимым делом. А нам от этого порой еще и денег перепадает. Вся наша деятельность - это беспрерывная ловля кайфа. Только иногда это упирается в то, что кушать становится нечего. Но мы примерно представляем, когда нам следующий раз на сцену, и можем продержаться. Так что так и живем - от концерта до концерта.
- Ты сам осознаешь, что 90 процентов вашей аудитории - юнцы, у которых еще пляшут гормоны и которым просто хочется потолкаться друг с другом?
- Мы стоим на сцене и видим только два-три первых ряда. Естественно, там стоят более молодые и чокнутые. Но мы же не знаем, кто сидит за барной стойкой. Мы не можем отследить, кому попадает в руки наша пластинка и кто скачет по кухне, когда наша песня играет на радио. Мне все равно, кто приходит нас послушать. Главное - чтобы нравилась музыка в целом. Я уже доволен, когда человек приходит почувствовать эти вибрации, пропустить в уши мощь и просто стать ее частью. Именно на таком животном уровне все и происходит. Ноты и слова не столь важны.
- Рок называют музыкой протеста. Против чего вы сейчас протестуете?
- Для меня никакой рок никогда ни с каким протестом не ассоциировался. Исключением может быть только "конфликт отцов и детей". Я люблю искренние группы, не зависящие от социальных стереотипов. "Тараканы!" не протестуют вообще, если иметь в виду лозунги, заявы и митинги. Однако если расслушать нашу лирику повнимательнее, можно увидеть несогласие со многим.
А что вы думаете об этом?