Предложение
Как и прежде, весьма заметно присутствие на российском рынке банковского консультирования крупнейших мировых аудиторско-консультационных компаний. Так, например, стратегию развития БИН-банка на ближайшие 5 лет разрабатывала компания Accenture. Российские аудиторско-консультационные компании также предлагают своим клиентам подобного рода услуги. В последнее время заметно расширили свое присутствие на этом рынке иностранные и российские IT-компании, предлагающие банкам соответствующее программное обеспечение и услуги по автоматизации банковского бизнеса.
Существуют на рынке компании, специализацией которых является решение той или иной конкретной проблемы в бизнесе банка-клиента. Есть и консультанты-индивидуалы. Их на рынке мало, поскольку консалтинговые компании ревностно охраняют свои лучшие кадры. Однако пока банки не заинтересованы заключать долгосрочные контракты на обслуживание с консалтинговыми компаниями, им легче "играть" в консалтинг с одним человеком, нежели с целой компанией.
Однако не все банки удовлетворены существующим на рынке предложением. "К сожалению, пока нет консалтинговой компании полного цикла, услуги которой представляли бы интерес для нашего банка", - считает начальник управления маркетинга банка "Первое О.В.К." Дмитрий Бенийчук.
Есть банки, которые создают в своей структуре должности штатных консультантов. Так, банк "Первое О.В.К." не пользуется услугами консалтинговых компаний. В штате банка есть внутренние консультанты, которые способны поддерживать и развивать инфраструктуру банка. Дмитрий Бенийчук считает, что "такой подход позволяет более эффективно управлять бизнесом и не предполагает передачу конфиденциальной информации третьим лицам".
Спрос
Тенденция к укрупнению бизнеса вызывает спрос на услуги по корпоративному банковскому консалтингу и корпоративному управлению. Как правило, такого рода услуги заказывают банки, являющиеся составной частью финансово-промышленных групп. Весьма высок в настоящее время спрос на услуги по переводу банков на международные стандарты финансовой отчетности. Также большим спросом пользуются у российских банкиров консультации по позиционированию банка, выработке стратегии и тактики поведения в агрессивной и недружественной по отношению к бизнесу среде. "Это страшно интересная и увлекательная задача, которую я с удовольствием помогаю решать", - говорит Лев Макаревич, вице-президент Российской ассоциации Римского клуба. Большой интерес у банкиров вызывают консультации по внутреннему бюджетированию банков и проблемам привлечения зарубежных инвестиций. Очень востребовано сейчас консультирование деятельности банков на рынке ценных бумаг и страховых услуг. Поскольку в настоящее время наша экономика сориентирована на Западную Европу, российским банкирам крайне необходимы консультации о правилах ведения операций, технике расчетов и страхования рисков в условиях Евросоюза.
Кроме того, у банка есть клиенты, которые существуют в той же экономической среде, что и банк. Эту помощь банкам и их клиентам могут оказать консультанты. Начальник управления стратегического планирования ИКГ "РОЭЛ Консалтинг" Николай Тренев: "Многие банки проявляют интерес к покупке производственных объектов, сами при этом не обладая технологиями управления промышленными предприятиями. Консалтинговые фирмы при этом могут предложить банкам услуги управляющей компании".
Условия сотрудничества
Банковский бизнес во всем мире обычно закрыт для посторонних глаз и ушей. Поэтому особенно важным условием успешной работы является репутация банка и консультанта в самом широком смысле слова. "Есть банки, которым я очень сильно помог. В то же время есть банки, которые категорически отказывались от моих услуг", - говорит Лев Макаревич.
Во всем мире существует три режима работы банков. Первый - работа в "прозрачной" экономической среде, своего рода "игра по правилам". Второй - переходный, когда банки соблюдают те законы, которые им выгодны, и в то же время нарушают те из них, которые им невыгодны. Третий - "серый" банковский бизнес, почти никак не связанный с двумя другими режимами (оффшоры, полулегальные банковские операции, "банки-однодневки"). В похожих режимах работают и банковские консультанты. Если режимы, в которых работают банк и консультант, совпадают, это можно считать первым условием их успешного сотрудничества.
Вторым условием успешного сотрудничества обычно являются те "правила игры", о которых договорились между собой банк и консультант. Президент БИН-банка Михаил Шишханов: "В процессе работы с консультантами мы пришли к выводу: в отношениях с консультантами надо непременно выступать не в роли послушного ученика, а в роли оппонента. Только в этом случае можно получить максимальный результат от их работы".
Цены услуги
Цена за услуги консультантов обычно рассчитывается исходя из почасовой оплаты. Диапазон почасовых ставок весьма широк - от $100 до $500 и выше. Некоторые "статусные" консультанты (бывшие министры, председатели ЦБ и т.д.), специализирующиеся на решении внешнеэкономических вопросов, иногда запрашивают до $5000 в час. Одним из критериев ценообразования является сумма возможного экономического эффекта, который может быть достигнут в ходе реализации рекомендаций консультанта. Чем больше заработанная или сэкономленная банком сумма, тем меньше процент ставки консультанта. Обычно это 0,25%-1% той суммы, которую заработал или сэкономил банк в результате проведенных консультаций.