Ивановская область - это не "капля воды", в которой отражаются проблемы отечественной текстильной промышленности, а само "море". В прошлом году на 53 фабриках здесь было выпущено 69,7% российских хлопчатобумажных тканей, зато в стоимостном выражении - чуть более 30%. Для сравнения: Московская область выпускает лишь 10% тканей, а по стоимости - 20%. Другими словами, цена подмосковного хлопчатобумажного текстиля более чем в 4 раза выше, чем ивановского. Не говоря уж о качестве. Так что на салоне большинство ивановских предприятий даже не участвовало в розыгрыше престижного звания "Лучшая ткань года".
Как сказал "Известиям" один из научных сотрудников Ивановской текстильной академии, попросивший не называть его в газете, "у наших текстильщиков свой негласный конкурс - не на лучшую, а на самую дешевую ткань года". По его мнению, цена победы в нем выше, чем престиж получения красивой эмблемы Текстильного салона, - выживание на рынке.
Подвел госзаказ
К началу 90-х годов большинство ивановских фабрик было переоборудовано под продукцию для Минобороны и под выпуск спецодежды. "До сих пор 42 предприятия выпускают одно и то же, - пояснил начальник областного управления промышленности Валентин Виноградов. - Износ основных фондов достигает 80%". А ивановский губернатор Владимир Тихонов сказал "Известиям": "Кто стабильно обеспечивал армию, тот в первую очередь и оказался в дураках. С ним не расплатились и оставили без оборотных средств".
В итоге у фабрик не оказалось возможности для разворота производства в сторону массового потребителя. Переизбыток мощностей для выпуска дешевых разреженных тканей породил жесточайшую ценовую конкуренцию, которая привела не только к снижению цен до уровня себестоимости, но и к настоящей стагнации. Сергей Яблоков, президент ивановской ФПГ "Текстильный холдинг "Яковлевский", в беседе с "Известиями" выразил уверенность, что теперь рынок вынудит пойти на сокращение однородных производств и персонала.
Убийственный толлинг
На 95% ивановский текстиль вырабатывается из "давальческого" хлопка, поставляемого трейдерами в основном из южных республик СНГ. Схема толлинга, по которой владеющие рынком сырья и сбыта продукции коммерсанты извлекают основную прибыль, есть, по мнению многих специалистов, главная причина разрухи. "Пора бы и власть употребить, - сказал "Известиям" председатель комитета по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности ТПП РФ Борис Фомин. -- Надо вынудить трейдеров купить предприятия и отвечать за них". Однако в документе, подписанном вице-губернатором Ивановской области Александром Канаевым ("Стратегия развития Ивановской области до 2010 года"), говорится, что "толлинг - естественная схема промышленной организации в текстильном комплексе", позволяющая разделить конъюнктурные и производственные риски, а "цена услуг по обработке хлопка на свободном рынке складывается достаточно высокой, чтобы сделать производство эффективным". Другое дело, поделился своим мнением председатель Ивановского законодательного собрания Владимир Гришин, что после введения НДС на ввозимый из СНГ хлопок схема выбила ивановские фабрики из ритма. До вступления в силу нового Налогового кодекса трейдеры закупили столько хлопка впрок, что объемы производства выросли в I квартале сразу на 20%. Но кризиса перепроизводства нет. По мнению начальника главного управления экономического развития и торговли Ивановской области Владимира Сокова, у внутреннего рынка оказались "скрытые резервы". Как "давальцы" - хлопок, граждане закупили простыни про запас.
"Дочка" "маму" разорила
Парадокс в том, что чем больше производится в области текстиля, тем больше убытков. В среднем по стране рост производства в отрасли составляет около 6%, а ивановские "стахановцы" задали темп в 12%. Но если за 9 месяцев прошлого года они сработали с убытком в 171 млн рублей, то теперь за 9 месяцев убытки превысили 290 млн. По словам г-на Сокова, широкое распространение получила схема ухода от налогов путем образования дочерних предприятий, в которые уводятся все активы. "Дочки" становятся для "мам" арендодателями. И "мамочка" оказывается под конкурсным управлением, работает в убыток и перестает платить налоги. Разброс по уплате налогов с 1 рубля реализации - от 1 копейки до 41. Одно из ивановских предприятий умудрилось за полгода нарастить выпуск продукции вдвое, "заработав" около 34 млн рублей убытков. Налоговики требуют скорейшего введения антидемпингового законодательства, и, по словам губернатора, в области разрабатывают законы по борьбе с демпингом, поскольку их законопроект, подготовленный еще во время работы Госдумы второго созыва, так и не был принят. Пока же, говорит г-н Тихонов, "все продолжается по-старому: грабят государство и получают баснословные прибыли". Владельцы же фабрик отвечают: "А как еще работать при переизбытке мощностей? Мой текстиль. За сколько захочу, за столько и продам!"
Роль личности в истории
В ивановском салоне не участвовали не только те, кто "гонит" лишь марлю и жидкую бязь, но и успешные игроки. Генеральный директор Новой ивановской мануфактуры (НИМ) Валерий Ермилов рассказал "Известиям", что они "зайцевские горошки и полоски (Вячеслав Зайцев - главный законодатель мод на Текстильном салоне. - "Известия") давно проходили". На НИМ 10 лет назад выпускали 8 млн кв. метров ткани в месяц, сейчас - 13-15 млн, и нет задолженности ни в бюджет, ни во внебюджетные фонды. "У меня все берут на внутреннем рынке, даже экспортировать невыгодно, потому что НДС годами не вернешь", - поделился г-н Ермилов. В отечественных сериалах, по его словам, в постельных сценах часто их ткань показывают - он все рисунки помнит. В прошлом году НИМ захотела себя испытать и стала лауреатом премии "Лучшие товары России", а больше участвовать они не хотят. И НИМ - не единственный пример преуспевающего местного предприятия. Но у большинства предбанкротных фабрик появляются и другие конкуренты. В дни салона туда приехала представительная делегация турецких текстильщиков, а незадолго до них - китайские промышленники. Приближающееся вступление в ВТО в области рассматривают как одну из самых серьезных внешних угроз: "Придут турок с китайцем - то-то будет демпинг!" И местные чиновники рассчитывают, что вот тогда-то и побегут к ним за помощью нынешние "неплательщики" налогов. Только мировая тенденция в отрасли говорит о другом: производство дешевых тканей перемещается в слаборазвитые страны с дешевой рабочей силой.
А что вы думаете об этом?