Есть такое понятие - культурное пространство. Если оно общее, то, спросив приятеля: "Ну, как тебе (рассказ, выставка, фильм)?" - вы готовы услышать "Блеск!" или "Мрак...", но уверены, что в ответ вам не скажут: "Ты это о чем?" Общее культурное пространство в России исчезло - в немалой степени потому, что появился выбор. Одни выбрали "глянец", другие - "За рулем", третьи - "Эксперт", кто-то остался при "Новом мире", многие предпочитают сетевой "Русский журнал".
В современном обществе фрагментированность культурного пространства - явление неизбежное и естественное. Однако наличие разных, пусть даже мало пересекающихся культурных пространств - это одна ситуация, а вот груда осколков - совсем иная. Новые структуры общности из этих осколков не соберутся сами собой - и здесь принципиальную роль играют так называемые "интеллектуальные журналы".
Интеллектуальный журнал, в отличие от журнала специализированного, обращается не к учителям или врачам, не к историкам или бизнесменам, а ко всем, кто сомневается, размышляет, ищет. Пластичность, чуткость к инновациям, открытость для дискуссий, несвязанность с прежними авторитетами - таковы черты, объединяющие "тонкие" - "Новую русскую книгу" ("НРК") и "Неприкосновенный запас" ("НЗ"), "толстые" - "Отечественные записки" и "Новое литературное обозрение" ("НЛО"), "средние" - "Вестник Европы" и "Интеллектуальный форум" ("ИФ"), сетевой "Русский журнал" и бумажный "Художественный журнал" ("ХЖ"). При этом ни одно из перечисленных изданий не ограничивается какой-либо единственной сферой культуры: "НЛО" пишет не только о литературе, но и обо всех гуманитарных науках; в "НРК" рецензируется все, стоящее внимания; "ИФ" рассказывает и о проблеме "немецкой вины", и о Брамсе, и о Матиссе; "ХЖ" вовсе не сосредоточен на специфике пластических искусств как таковых, а занят общим художественным контекстом эпохи.
Успешность интеллектуальных журналов измеряется отнюдь не их тиражами - они невелики. Но во всем мире этот тип журнала сопровождается ярлыком "малый" (в англоязычной традиции - little magazines). Значимо прежде всего влияние этих изданий на процесс формирования культурной элиты и на культурную динамику в целом, а оно отнюдь не мало. Адресат влияния (а в перспективе - "группа поддержки") - социальные группы, жаждущие не столько информации (для этого есть более оперативные источники), сколько аналитики и приобщения к социальному и культурному опыту мирового сообщества. Поэтому и наши, и выходящие за пределами России интеллектуальные журналы стремятся не замыкаться на национальных авторах и национальных проблемах, а заказывают статьи и обзоры авторитетам и знатокам по всему миру. Тем самым мнения, опыт, прогнозы и пристрастия самых опытных экспертов становятся доступными для всех читателей, открытых для диалога.
Формулировать общезначимые проблемы и обеспечивать эффективность взаимодействия экспертов с потенциальными читателями - тяжелый труд, который не каждому издателю по плечу. К тому же в проект любого такого журнала должна быть заложена готовность меняться, не только отвечать на вызовы текущего момента, но и проектировать завтрашний день. Очевидно, что прибыльным интеллектуальный журнал быть не может.
Появление нового интеллектуального журнала - безусловный повод для радости. Но закрытие какого-либо из них стоит рассматривать не как облом, а как неизбежную плату за риск и поиск.
Ревекка ФРУМКИНА - лингвист с мировым именем, доктор филологических наук, публицист, постоянный автор сетевого "Русского журнала".
А что вы думаете об этом?