Правительство Свердловской области объявило о начале работ по решению проблемы одного из крупнейших потенциальных источников радиоактивного заражения на Урале. С 50-х годов недалеко от станции Зюрзя, в Красноуфимском районе, хранится более 80 тонн радиоактивного монацитового концентрата, который планировалось использовать для советской ядерной программы. Радиационный фон монацитового песка превышает естественный в сотни раз. Условия его хранения таковы, что любое ЧП может привести к заражению местности. И вот теперь, как удалось выяснить "Известиям", найден инвестор, который займется переработкой радиоактивного сырья. Сырье будет разделено на редкоземельные металлы и топливо для ядерных электростанций.
Монацитовый концентрат (82 тысячи тонн), в котором содержатся радиоактивный торий и редкоземельные металлы, был привезен на Урал из Китая и Кореи сразу после Второй мировой войны по приказу руководителя атомной программы СССР Лаврентия Берии. Предполагалось, что дешевый торий можно будет использовать в производстве ядерной бомбы. Извлечь из монацита радиоактивный изотоп при тогдашних технологиях не смогли, бомбу оказалось проще сделать из урановой руды. А сотни эшелонов "грязного" песка, не заботясь о безопасности, попросту ссыпали в деревянные ящики и бумажные мешки и загрузили в бревенчатые склады зернохранилища. Установили охрану и назвали все это секретным комбинатом Госкомрезерва "Победа". Что делать с "наследием Берии" дальше, никто не знал. За полвека стены складов сгнили и покосились, крыши прохудились, и радиация оказалась почти на свободе. Люди, охранявшие склады, за вредность не получали даже молоко и, рано умирая, не подозревали, какую заразу берегли для потомков.
В середине 90-х злополучный объект из Госкомрезерва передали в ведение областного правительства. Тогда же произошла первая утечка информации о том, какая опасность подстерегает уральцев, случись тут пожар или какое иное бедствие. Говорилось также, что "песочек" этот поистине золотой в силу огромной стоимости на мировом рынке содержащихся в нем редкоземельных металлов. Решено было искать инвестора, который вложился бы в программу переработки концентрата, а местная власть занялась обеспечением безопасности складов.
- Правительство ежегодно вкладывает по 5 миллионов рублей в эти склады, - заявила "Известиям" замминистра природных ресурсов области Галина Пахальчак. - Проложен водовод по периметру всего хранилища, налажены связь, охрана, сигнализация. Главной опасности - возникновения пожара - мы здесь вроде бы избежали.
На базе хранилища пять лет назад правительство области создало унитарное предприятие "Уралмонацит", которое на днях вошло в состав нового ООО "Урал-Евро". Именно ему поручено построить на территории области два завода по переработке монацита. "Евро" в названии недвусмысленно подчеркивает, что инвестор наверняка нашелся в Европе, но о нем власти отказываются что-либо говорить.
- Мы подготовили проектно-сметную документацию и провели конкурсы на изготовление нестандартного оборудования, - сказал "Известиям" заместитель областного министра экономики Герман Терентьев. - Государственную экспертизу прошла и ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду.
Один перерабатывающий завод будет построен непосредственно на территории складов, второй, предположительно, - в городе Заречном, где расположена Белоярская АЭС. Редкоземельные металлы будут проданы, а торий складирован в специальных бункерах. В России нет пока электростанций, работающих на этом топливе. Власти Свердловской области рассчитывают, что торий купят энергетики из Европы - по их сведениям, там подобная технология уже отработана.
Стоимость проекта пока неизвестна, называются лишь приблизительные цифры - 50-80 миллионов долларов. Обычно это является свидетельством того, что окончательной договоренности еще не достигнуто и проект находится в такой стадии, когда будущего партнера можно спугнуть. Однако правительство Свердловской области, похоже, придерживается другого мнения, утверждая, что в нем будет участвовать как оно само, так и Минатом РФ. При этом заявляется, что комплекс выйдет на самоокупаемость уже через 5 лет. У федеральных властей, однако, своя точка зрения на этот счет.
- Проект может окупиться только если будут проданы все выделенные из концентрата редкоземельные металлы, - заявил "Известиям" представитель Минатома, гендиректор АО "Атомредметзолото" Вячеслав Кротков. - Но в России их рынка просто нет, а международный рынок редкоземельных металлов контролирует Китай. Можно, конечно, использовать как топливо для АЭС и торий. Однако это абсолютно бесперспективно и даже, на мой взгляд, вредно. Но само строительство заводов по переработке моноцитов, безусловно, решит проблему безопасности. Мы давно пытались ее решить, потому что склады находились в ужасном состоянии.
А что вы думаете об этом?