Михаил Титаренко: "Угрозы аннексии со стороны Китая не ожидается"

15:07 Шувалов Николай Васильевич,Бельгия,Брюссель
Добрый день, г-н Титаренко! Как Вы видите в
будущем русских, не любящих работать и
и тяжело больных водкой и китайцев
трудолюбивых, экономных , не пьющих
алкоголь и идущих в направлении Урала? Как можно уцелеть от них, не стать китайцем....?
Спасибо Николая Васильевичу Шувалову за его веселый вопрос. Во-первых, мне кажется, что находясь в далеке г-н Шувалов слишком обобщенно говорит о русских 'как нелюбящих работать и тяжело больных алкоголем'. К счастью, это не так. Конечно, в любой стране есть люди, которые не очень любят работать или увлекаются алкоголем. Я думаю, что в Бельгии таких тоже не мало. Кстати, они есть и в Китае. Но к счастью, не эти люди делают погоду. В тех суровых условиях, в которых уже более тысячи лет существует наше Отечество, России бы не было. Русские и другие народы, населяющие нашу страну любят в массе своей и работать, и хорошо отдыхать, и во время отдыха иногда увлекаются алкоголем.
Я думаю, что Вам не грозит стать китайцем, если вы останетесь человеком русской культуры и будете трудиться. Китайцев значительно больше в Америке, в Канаде, в Австралии, во Франции, в Германии, но они пока не жалуются на утраты своей национальной идентичности. А районы концентрированного проживания китайского этноса - чайна-тауны - это районы хорошего сервиса, прекрасных ресторанов и самые безопасные районы Нью-Йорка, Парижа, Сиднея, Ванкувера и т.д.
Это домыслы о том, что китайцы совершают экспансию в сторону Урала. Да, действительно, развитие всесторонних контактов и сотрудничества между Россией и Китаем ведет к увеличению человеческих контактов и к расширению миграционных процессов. Но эти контакты взаимны. По данным нашей российской консульской службы, количество россиян выезжавших в Китай в прошлом году, в том числе для занятия бизнесом, в два раза больше, чем число китайцев, приезжавших с этой же целью в Россию. Оно превысило 700 тысяч человек. Сибирь и Российский Дальний Восток - это районы богатые ресурсами, но, к сожалению, пока недостаточно развитые в социально-экономическом отношении. Для обустройства этих районов мы должны, следуя примеру других стран, в том числе, США, Канады, Австралии, Аргентины планово привлекать внешнюю рабочую силу на законных контрактных основаниях. Это будет отвечать интересам развития России. И мы должны не запугивать себя китайской или еще какой-либо угрозой, а смелее и решительнее открываться внешнему миру.
15:26 Дмитрий
Можно ли ожидать конфликтов в китайской элите в ближайшее время? И действительно ли в китайской элите обостряется борьба между сторонниками западной модели и изоляционной модели развития, представленной армейскими кругами?
Что касается вопроса о так называемых конфликтах в китайской элите, с моей точки зрения, ожидание такого конфликта мне кажается маловероятным, поскольку китайское руководство впервые в истории продемонстрировало цивилизованный легитимный способ передачи власти от одного поколения руководителей более молодому поколению. Причем, подготовка к этому процессу шла длительное время. Примечательно, что подготовка нового лидера КПК в лице Ху Цзиньтао шла почти в течение десяти лет. Его деловые, нравственные и организаторские качества были подвергнуты суровым испытаниям и очень пристрастной проверке. Его направляли на руководящую работу в самые трудные, в самые отсталые районы страны: Тибет, провинции Гуйчжоу, Ганьсу. Он в течение многих лет фактически был дублером Цзян Цзэминя во всех его ипостасях высшего руководителя ЦК КПК, председателя Военного Совета ЦК КПК, председателя КНР, заместителя председателя Центрального Военного Совета. Кстати, заняв пост генерального секретаря ЦК КПК, он по-прежнему пока остается заместителем Цзян Цзэминя в Военном Совете ЦК КПК, который является высшим ареопагом партии, определяющим стратегию развития страны. Пока он остается и заместителем председателя КНР. Ожидается, что в марте будущего года на очередной сессии Всекитайского Собрания Народных Представителей (ВСНП) Цзян Цзэминь передаст полномочия председателя своему более молодому преемнику.
Все другие члены Постоянного Комитета ЦК КПК, как и новые члены Политбюро ЦК КПК прошли очень строгий отбор. Характерно также, что впервые в истории КПК выборы в высшие руководящие органы партии проходили на альтернативной основе. Более того, на провинциальных конференциях КПК, как сообщалось, проводился рейтинговый опрос по поводу будущего состава Политбюро.
Мне кажется, автор вопроса упрощенно представляет дискуссию в руководстве КПК о будущем развитии страны. Армейские представители в руководстве КПК являются высокопрофессиональными и высокообразованными людьми, выступающими за ускоренную индустриализацию Китая, модернизацию армии на основе новейших достижений науки и техники. Политика открытости и сотрудничества с США и с Россией, а также с Европой и Японией является общепризнанной линией китайского руководства. Нюансы в позиции тех или иных деятелей связаны со сферой их компетенции. Нет никаких данных о том, что военные выступают сторонниками изоляционистской модели развития.
15:37 Павел Александрович, Москва.
Уважаемый Михаил Леонтьевич!
Нужно ли России форсировать партнерство с КНР для усиления противовеса влиянию США и Европы?
Что из опыта реформ в КНР можно применить в России?
Считаете ли Вы, что в России была и (к сожалению) упущена возможность планируемого и плавного перехода к рыночной экономике, по аналогии с КНР?
Форсировать партнерство с КНР необходимо, уважаемый Павел Александрович, не столько для усиления противовеса влияния США и Европы, сколько для укрепления международных позиций и защиты национальных интересов как России, так и Китая. Кроме того, такое партнерство создает благоприятные предпосылки для экономического соразвития двух стран. Наше партнерство с Китаем, как подчеркивается в совместной декларации, подписанной президентом Путиным и председателем Цзян Цзэминем подчеркивается, что наше стратегическое партнерство и взаимодействие основывается на 'трех не': не присоединение к союзам, не конфронтации и не направленности против третьих стран.
Конечно, что касается возможности применения опыта реформ КНР в России, то здесь мы, серьезно опоздали: нам приходится бежать вслед за далеко ушедшим вперед поездом. Но к счастью, не все потеряно. Засуживает внимание китайский опыт проведения политики открытости как вовнутрь, так и вовне, то есть опыт создания исключительно благоприятного инвестиционного климата внутри страны, позволивший Китаю по степени привлекательности инвестиционного климата даже обогнать США. Ведь Китай за годы реформ - более 20 лет - получил свыше 500 миллиардов американских долларов внешних инвестиций. Открытость вовне означает твердую и последовательную защиту государством интересов национального бизнеса, как государственного, так в равной степени и частного, будь он китайского или частного иностранного происхождения.
Поучителен для нас также может быть и опыт создания специальных экономических зон и научно-технических полисов. Да, Вы правы, Россия упустила шанс постепенного создания рыночной экономики не разрушая достижений народного хозяйства, унаследованных от советского периода.
15:40 Дмитрий
Как вы относитесь к точке зрения, что России надо стремиться к максимальному сближению с Китаем и что в результате такой симбиоз приведёт к развитию цивилизации.
Дмитрий, Вы правы. Максимальное сближение, взаимная учеба, взаимное влияние русской и китайской цивилизаций действительно будет содействовать предотвращению конфликта цивилизаций, который предрекает американский профессор Хантингтон, и поможет выработать модель конструктивного диалога цивилизаций. Для русской цивилизации весьма поучителен опыт самообновления китайской цивилизации путем китаизации всех заимствований лучших достижений мировой культуры.
15:49 А.И.Лукин
Михаил Леонтьевич, добрый день. Чем Вы можете объяснить, что Китаю не пеняют ни за далай-ламу и оккупацию Тибета, ни за Тяньаньмынь, а наоборот, вовсю с ним стремятся сотрудничать и инвестировать, а Россию всё пытаются "лечить" за Чечню? И второй вопрос. Что может противопоставить Россия попытке Китая аннексировать Дальний Восток, если китайцев там станет больше, чем россиян?
Уважаемый г-н Лукин, Запад конечно пеняет Китаю и за далай-ламу, и за Тяньаньмынь, но Запад в лице Китая имеет очень серьезного, уважающего свою самостоятельность и независимость партнера, партнера очень жестко отстаивающего свои национальные интересы и достоинства. В этом суть. Мы же все время оглядываемся, что скажет европейская 'княгиня Мария Алексеевна'. И свои внутренние вопросы пытаемся решать через Европейский парламент и Страсбургский суд. Для китайцев это непонятно и удивительно. Вы, г-н Лукин, видимо начитались в российской печати страшилок о китайской угрозе и о неких намерениях Китая аннексировать Дальний Восток. Если бы Китай имел такие аннексионистские намерения, которые ему приписывают, он бы не был первым в признании за Россией статуса великой державы. Он бы не выступил инициатором ускорения окончательного решения пограничного вопроса на основании существующего статус-кво именно в тот период, когда Россия находилась в тяжелейшем общенациональном кризисе. Он бы не выступил инициатором подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Значение этого договора и этой инициативы председателя КНР очень высоко оценил президент Путин, выступая в Пекинском университете 3 декабря с.г. Так что живите спокойно, г-н Лукин. Угрозы аннексии со стороны Китая по крайней мере в ближайшие десятилетия не ожидается.
15:53 Александр
Поставляя в КНР самые современные системы оружия для авиации, ПВО, ВМФ да и сухопутных войск, кое-чего из которых до сих пор нет в ВС России, не вооружает ли Россия своего будущего противника, уже сейчас "мирными средствами" осваивающего обширные территории российского Дальнего Востока и Сибири. Никогда, и не только я один, не поверю в то, что китайцы отказались от своих претензий на территорию России, равно как и других стран.
Александр, с Вами спорить невозможно, поскольку Вы заранее объявили, что не поверите, какие бы аргументы я не привел в пользу того, что Китай не собирается 'захватывать обширные территории российского Дальнего Востока и Сибири'. Я Вам советую прочитать мой ответ г-ну Лукину. Что касается поставок современных систем оружия, то это является отражением взаимного доверия и стратегического партнерства России и Китая. Кстати, напомню, среди военных принято не без основания считать, что страна, которая готовится к агрессии против какой-либо страны, никогда не принимает на вооружение своей армии системы оружия своего потенциального противника. Подумайте над этим.
16:02 Starpom
Михаил Леонтьевич, какие принципиальные изменения внутриполитической и экономической политики Китая вы прогнозируете в связи со сменой лидера КНР?
Г-н Starpom, состоявшийся недавно 16 съезд КПК - правящей партии Китая - определил долгосрочную стратегию развития страны до 2020-2050 и до конца нынешнего века. Так что действия нынешнего руководства можно считать запланированными, и они прогнозируемы. Новое, более молодое руководство КНР отличается более высокой профессиональной подготовкой. Все члены высшего руководства имеют по два высших образования: техническое и гуманитарное. Их подходы отличаются реализмом и прагматизмом. В этом плане я прогнозирую, что в российско-китайских отношениях исчезнет эмоциональный аспект, который им придавали китайские лидеры в 50-е годы, обучавшиеся в Советском Союзе и глубоко полюбившие русскую культуру. Принципиальная суть этих отношений, как было подчеркнуто во время визита Путина в Пекин в начале декабря с.г. будет прежней, но они будут носить еще более деловой характер, основанный на сопоставлении и балансе национальных интересов, которые по абсолютному большинству проблем совпадают или параллельны. А что касается перспектив партнерства КНР и России через 10-30 лет, то оно мне представляется в целом в оптимистическом свете, но многое будет зависеть также и от того, какой будет Россия и как Россия будет вести себя в отношении Китая. Мне кажется, что и через 30 лет, Китай также как и Россия будут нуждаться в друг друге.
16:14 Юрий Георгиевич, Москва.
Здравствуйте, Михаил Леонтьевич!
Существует ли в КНР проблема нехватки жизненного пространства? Насколько КНР предсказуемая страна? Надо ли опасаться, что КНР более или менее быстро откажется от партнерства в пользу территориальных притязаний? Успеет ли Россия предпринять достаточные контрмеры в этом случае? Разрабатываются ли сценарии такого развития событий? Спасибо.
Уважаемый Юрий Георгиевич, Китай одна из крупнейших стран мира и по населению, и по территории. Несмотря на то, что в Китае на одного человека приходится 0,7 га пахатной земли, за годы реформ эта страна более чем в два раза превысила объемы производства зерновых, в несколько раз увеличила производство мяса, молока, яиц и других продуктов животноводства. И по всем этим показателям КНР вышла на первое место в мире. Страна, наконец, за многие века своей истории, впервые накормила, одела и предоставила жилища более миллиарду своих граждан. Конечно, этот уровень для многих еще остается весьма низким. Чуть выше бедности. Но согласитесь, в Китае нет умирающих от голода и холода. Две трети населения сконцентрированы в бассейнах трех рек - Хуанхэ, Янцзы и реки Жемчужной (Чжуцзян). Резервы территорий для своего населения Китай имеет большие на северо-востоке, западе и юго-западе. Политика Китая вполне предсказуемая. Например, не без глубокого удовлетворения хочу сказать, что долгосрочный прогноз внешней и внутренней политики Китая, сформулированный Института Дальнего Востока РАН в середине 80-х годов, оправдался почти на 95 процентов. Когда многие политологи в начале 90-х годов предрекали Китаю гражданскую войну после ухода Дэн Сяопина, мы утверждали, что великий архитектор обеспечил преемственность не только себе, но и своему преемнику, что и подтвердил 16 съезд КПК. Китай в настоящее время нормализовал отношения со всеми своими соседями и выражает готовность на основе добрососедства и взаимной уступчивости добиться всех оставшихся от истории нерешенных территориальных вопросов со всеми своими соседями, включая не только Россию, но и Японию, Индию, Вьетнам и других своих соседей. России надо думать, уважаемый Юрий Георгиевич, о развитии наших восточных регионов и о сотрудничестве с Китаем в этом направлении. Тогда всякие опасения по поводу агрессии или экспансии отпадут сами по себе.
16:20 Владимир Ощенко
В одном из своих недавних комментариев на Kreml.org Вы ратовали за то, чтобы заселять пустынные земли Дальнего Востока китайцами. Возможно, Вы в чем-то правы, хотя и не учитываете общественного мнения дальневосточников, исторические корни которого лежат где-то в районе Даманского. Но вот как бы Вы прокомментировали шарахания региональных властей, когда 6 сентября этого года на встрече Рушайло с руководителями Приморья вопрос о "китайской экономической экспансии" обсуждался как чуть ли не важнейшая угроза национальной безопасности, а уже 27 ноября на Совбезе в Кремле те же лица, в частности полпред Пуликовский, на 180 градусов меняет позицию и заявляет, что (цитирую пресс-релиз полпредства ДВФО) "запретить миграционные процессы (как этого требуют многие) никак нельзя. Дальний Восток- это регион бескрайних просторов, остро нуждающийся в наличии рабочих рук. У нас нет достаточного количества людей, способных строить дороги, возделывать сельскохозяйственные угодья. С Китаем, где еще не решены вопросы безработицы, мы сообща можем найти решение этих проблем".? Означают ли такие резкие изменения точек зрения одних и тех же людей в высших эшелонах власти, что курс на привлечение людских ресурсов из Китая на обезлюдевший Дальний Восток уже сформулирован Кремлем в приказном порядке?
Уважаемый Владимир, на Ваш очень пространный вопрос трудно ответить подробно. Коротко говоря, Вы, во-первых, не корректно меня цитируете. Ни я, ни тем более полпред Пуликовский не говорили о 'заселении пустынных земель Дальнего Востока китайцами'. Если вернуться к истории, то до 31-го года, действительно, довольно значительные площади дальневосточных земель были заселены китайцами и корейцами. Но от этого Дальний Восток не стал ни китайским, ни корейским. Очень хотелось бы, чтобы Вы, Владимир, и жители всей России, особенно Дальнего Востока поняли, что опираясь лишь на ограниченные трудовые ресурсы Дальнего Востока, серьезно говорить о подъеме социально-экономической сферы этого региона невозможно. Нравится нам или не нравится, для строительства дорог, жилья эксплуатации электрических и железнодорожных магистралей, обустройства социальной сферы и т.д. мы вынуждены привлекать со стороны как минимум несколько миллионов рабочей силы по контрактам. Но нужно создать для этого надежную законодательную базу, регулирующую их пребывание, обеспечивающую интересы работодателей и приглашенной рабочей силы, их безопасность.
16:24 Ирина, г.С-Петербург
В чем Вы видите главный итог саммита?
Главный итог визита президента Путина в Китай сводится к следующему, во-первых, были подведены результаты функционирования Договора о дружбе и сотрудничестве. И состоялось непосредственное знакомство нашего президента с новым высшим партийным руководством Китая, которое в будущем будет занимать соответствующие посты и по государственной линии. В этом плане президент Путин был первым иностранным лидером, который столь торжественно и на столь высоком уровне был принят не только прежним, но и новым руководством Китая. Еще один важный итог визита - подготовка серьезного прорыва в торгово-экономическом сотрудничестве двух стран.
16:34 Михаил Дергачев, г.Москва
Михаил Леонтьевич, насколько на Ваш взгляд реальна идея, высказанная несколько лет назад Е.М.Примаковым о создании многополюсного мира путем создания треугольника Москва-Пекин-Дели? И не являются ли визиты Путина в Пекин и Дели началом воплощения этой идеи в жизнь?
Михаил, Вы правы. Маршрут нашего президента Москва-Пекин-Дели дает основание для размышлений в том плане как вы ставите вопрос о расширении сотрудничества между тремя столицами на основе формирования многополюсного мира, укрепление роли ООН и общности интересов перед лицом вызова глобализации. События развиваются слишком быстро, когда Примаков во время визита в Дели в 96 году призвал углублять сотрудничество между тремя странами Евразии, тогда ни в Пекине, ни в Дели эта идея не получила серьезной поддержки. Однако не прошло и трех лет, как ученые трех стран пришли к выводу о необходимости серьезного обсуждения идеи развития сотрудничества трех стран в условиях глобализации. В 2001 году в Институте Дальнего Востока РАН состоялась первая трехсторонняя международная конференция, которая позволила выявить и возможности сотрудничества трех стран перед лицом общих угроз со стороны международного терроризма, и вызовов глобализации. В ноябре, буквально накануне 16 съезда КПК, в Пекине состоялась вторая конференция по этой же тематике, которая значительно углубила взаимопонимание между представителями общественности трех стран и, можно сказать, содействовала переходу трехстороннего диалога с 'третьей дорожки' сначала на 'вторую' - в сентябре в Нью-Йорке по этой же тематике состоялась встреча министров иностранных дел трех стран: России, Китая, Индии. Хотелось бы верить, что поездка президента Путина по маршруту Москва-Пекин-Дели подготовит условие к тому, чтобы в будущем состоялась трехсторонняя встреча и на высшем уровне. Это отвечало бы углублению диалога трех великий цивилизаций и укреплению мира не только в Азии, но и во всем мире. Этот диалог не направлен против каких-либо третьих стран.
16:39 Николай Закашанский
Уважаемый Михаил Леонтьевич, известно ли Вам о чем договорились на саммите в Пекине В. Путин и Ху Цзиньтао в вопросе противодействия терроризму. Слышал, что в Китае есть подобная проблема.
Отвечая на один из предыдущих вопросов я сказал уже о главных итогах саммита в Пекине. Действительно, Россия и Китай занимают идентичные позиции в борьбе против международного терроризма. Более того, Россия и Китай являются объектами террористических акций. В Китае террористические акции совершают сторонники сепаратисткой, экстремистской организации, 'свободный Туркестан', а также фанатики религиозной секты фалуньгун. Кстати, эта секта пытается распространить свое влияние и в России под прикрытием популяризации китайских оздоровительных систем - дыхательной гимнастики (цигун) и системы тайцзицюань.
16:43 Жаворонков Геннадий, г.Зеленоград
Добрый день, Михаил Леонтьевич. Займут ли в итоге Россия и Китай жесткую позицию в отношении КНДР в вопросе ядерной программы Пхеньяна?
Россия и Китай выступают за то, чтобы корейский полуостров был безъядерной зоной и они выразили твердую позицию о нераспространении технологии производства оружия массового уничтожения. Россия и Китай выступают за то, чтобы США и Япония признали КНДР, выполняли достигнутые договоренности 94 года и содействовали продолжению конструктивного диалога между Севером и Югом. Устранение названных факторов ликвидирует причины, побуждающие Северную Корею заявлять о своих намерениях создавать ядерное и ракетное оружие.
16:45 Татьяна
Изучение какого иностранного языка преобладает сегодня в китайских школах?
В настоящее время в китайских школах и вузах абсолютно доминирует изучение английского языка. Вторым по количеству изучающих является японский язык. Затем следует русский, французский, немецкий и корейский
16:50 Георгий Боззе, г. Москва
Добрый день, Михаил Леонтьевич. Хотелось бы знать, остаются ли и по сей день в Китае ограничения на рождаемость и запрет на большое число детей в китайских семьях?
Китай проводит политику ограничения рождаемости, которая позволила ему, благодаря осуществлению комплекса мер снизить абсолютный прирост населения с 18 миллионов человек к год в 80-м году, до 11,5 миллиона в 91 году. Китай по-прежнему придерживается политики - одна семья, один ребенок в районах, где проживает ханькское, то есть национальность, которую мы называем китайцами. В районах, где проживают нацменьшинства, а их в Китае 55, численностью 96 миллионов человек. Им разрешается иметь два или три ребенка по согласованию с местной администрацией. Такая жесткая организованность семейной жизни вынужденное явление. Нарушение запрета, то есть рождение больше одного ребенка, ведет к административным и партийным взысканиям в отношении родителей сверхплановых детей.
17:06 Владимир Турницкий
Что такое 'социализм с китайской спецификой'?
Президент Путин во время своего визита в Китай подарил Цзян Цзэмину перевод книги председателя КНР 'О социализме с китайской спецификой'. Этот перевод был сделан в Институте Дальнего Востока, а книга издана при содействии корпорации 'Юкос'. Социализм с китайской спецификой - это новое понятие в политологии, означающее серьезное и принципиальное переосмысление более чем столетнего опыта теории практики социализма. Вывод первый этой новой теории сводится к тому, что социализм как общество справедливости и всестороннего развития человеческих способностей нигде не был построен. Социализм не может быть построен в условиях бедности и отсутствия демократии. Лишь максимальное развитие производительных сил, культуры, образования могут создать предпосылки для построения общества благоденствия. Китайские теоретики утверждают, что для построения социализма в Китае потребуется сто или более лет. Ныне Китай находится ЛИШЬ на начальной стадии строительства социализма с китайской спецификой, что означает лишь первоначальные решения проблемы пищи, одежды, жилья. Этот период они называют традиционным термином - 'среднего благоденствия' (Сяокан), заимствованным из конфуцианской социальной утопии об обществе 'Великого единства' (Датун). С социально-экономической точки зрения социализм с китайской спецификой это:
- многоукладная экономика
- признание равенства общественной и частной собственности
- признание социальной эксплуатации как неизбежного спутника нынешнего этапа развития общества
- распределение осуществляется не только по труду, но и по другим нетрудовым факторам, в том числе фактору собственности.
При этом подчеркивается, что руководящей силой общества и стержнем его консолидации является коммунистическая партия Китая, которая осуществляет управление страной в диалоге и в демократических консультациях с различными политическими партиями и общественными организациями.
Коммунистическая партия Китая трансформировала свою социальную и идеологическую платформу с учетом новых условий. Концепция трех представительств, утвержденная 16 съездом КПК объявляет партию, во-первых, представителем передовых производительных сил, во-вторых, представителем передовой культуры, и, в-третьих, авангардом рабочего класса, авангардом всего народа, авангардом всей китайской нации. Согласно этой теории, представители эксплуататорских классов или слоев, участвующие в строительстве социализма с китайской спецификой, содействующие развитию производительных сил и культуры общества и признающие руководящую роль партии и ее устав, могут быть полноправными членами КПК. На 16 съезде представители 'новых китайцев' были полноправными делегатами, а некоторые из них даже были избраны в состав ЦК КПК.
Уважаемые посетители сайта газеты "Известия"! Я благодарю вас за очень содержательные вопросы. Их поступило очень много.Ограниченность времени не позволила мне ответить на все ваши вопросы. Не в порядке рекламы,советую вам обратиться к журналу "Проблемы Дальнего Востока", где вы найдете обстоятельные ответы, я думаю, на все интересующие вас вопросы и озабоченности. С искренним уважением, М.Титаренко .
- ВКонтакте