О том, когда "Уникс" поселится в самом вместительном баскетбольном комплексе России, и о положении дел в клубном хозяйстве президент казанского клуба Евгений БОГАЧЕВ рассказал обозревателю "Известий" Евгению ЧЕЖЕГОВУ.
"Строим на троих"
- Малый зал "Баскет-холла", строительство которого обошлось нам в 3 миллиона долларов, открыли 30 ноября. Он рассчитан на 1560 мест. Когда введем в эксплуатацию главную арену, он станет тренировочным залом. В малой арене я решил все вопросы, которые ставил передо мной Станислав Еремин: для тренажерного зала закупили финские тренажеры, есть там и роскошные душевые, и сауны, во всех кабинетах стоит новая мебель. Но основной целью у нас все-таки является большой зал на 8 000 мест. Надеемся, что его ввод в эксплуатацию произойдет весной следующего года - по крайней мере, так мне обещает генподрядчик. Но, если откровенно, я сомневаюсь, что успеем. Дело в том, что до наступления холодов строители должны были закрыть купол крыши и провести отопление. Крышу закрыли, а отопление пустить не успели. Если включить отопление сейчас, то в зале образуется конденсат, и работать станет небезопасно. Реальной же работы там осталось на месяц-полтора, не больше. Поэтому ввести арену в строй к концу апреля мы сможем только в том случае, если плюсовая температура в Казани установится уже в марте.
- Какова инфраструктура большой арены "Баскет-холла"?
- В ней предусмотрены 28 VIP-лож по 12 человек, в которые мы продадим сезонные абонементы. Не сомневаюсь, что они будут раскуплены в считанные дни. Сметная стоимость большой арены "Баскет-холла" составляет $14 миллионов, включая полную внутреннюю оснастку (в том числе французские откидные кресла). Это значительно дешевле, чем, скажем, 9-тысячный Ледовый дворец в Ярославле или вскоре открывающийся баскетбольный "пятитысячник" в Екатеринбурге. Вокруг "Баскет-холла" построим стоянку на несколько тысяч машин, планируем также возведение небольшой гостиницы для спортсменов.
- Строительство финансируется из бюджета клуба?
- Не только. Мы строим на троих: часть расходов взял на себя бюджет Татарстана, часть - бюджет Казани и самую меньшую часть - бюджет "Уникса". Тем не менее мы договорились с президентом Шаймиевым, что малый зал "Баскет-холла" полностью принадлежит "Униксу". Мы могли бы взять под свой контроль и большой зал, но это не имеет большого смысла, так как содержание подобного сооружения обходилось бы нам в огромную сумму. Скажем, "Ак Барс" тратит на свой ледовый дворец огромные суммы, возместить которые не получается: концерты много не приносят, билеты дорогими не сделаешь, школьников надо пускать бесплатно. Поэтому мы решили создать акционерное общество, которое будет делить и расходы, и доходы на троих.
- Кто формирует в этом сезоне бюджет "Уникса"?
- Около $1 миллиона или даже чуть больше мы получим от рекламы и $1 миллион от спонсоров. То есть треть клубного бюджета. Для сравнения, у хоккейного "Ак Барса" доходы от рекламы и спонсоров равны нулю. У него один спонсор - республика.
"Не клуб, а санаторий какой-то"
- Оцените выступление команды на данный момент.
- Конечно, назвать его блестящим нельзя. Вы сами видели, и я вижу, что с командой не все в порядке. У меня даже появились разочарование и злость. Не столько из-за этих поражений, сколько из-за того, КАК мы проиграли. Особенно в Перми. Мы собрали два вагона болельщиков, экипировали их дудками и всевозможной атрибутикой. А потом в одном из интервью Еремин говорит, что он знал о том, что "Уникс" проиграет, но не думал, что так крупно. Я ему говорю, ты бы хоть сказал, что знал, что едешь на проигрыш - я послал бы туда "Уникс-2". Он проиграл бы немногим больше. Конечно, все это печалит. Вкладываем много, но пока проигрываем.
- Какие задачи поставлены вами на сезон?
- Заявить, что нас интересует только первое место, большего труда не составит. Его же потом еще удерживать нужно. Мы на протяжении трех сезонов берем медали и, думаю, не должны остаться без них и в этом чемпионате. А если усилимся, то, может, и прибавим. Результат этого сезона важнее, скорее, для Еремина. Я ему говорю: "Если мы на третье место после двух финалов скатимся, то ты потеряешь в России свое лицо".
- В "Униксе" хватает именитых баскетболистов, но их игра явно
не соответствует репутации…
- Сейчас большая проблема в том, что в "Униксе" не найти явного лидера, капитана, каким был Евгений Пашутин. Он не был великим разыгрывающим, но был бойцом. Человеком, вокруг которого сплачивались ребята. Сейчас какая-то апатия. После поражения в Перми я сказал игрокам, что после Нового года мы разорвем контракты с несколькими из них. Устроили у нас санаторий - все больные! Врачи дают мне заключение: у одного перелом, у второго мениск, у третьего вывих, у четвертого еще что-то. И требуют еще пять комнат и оборудования на $500 тысяч. Чтобы за полгода поставить больных на ноги, а потом они будут играть в другой команде?..
Еремин хочет дать шанс Фетисову, Куделину, Дайнеко. Он верит в них, и я его понимаю. Но на тренировках не вижу, чтобы с них пот катился, не вкалывают они так, как должны. Стас помнит этих ребят по игре за ЦСКА, но тогда же у ЦСКА не было соперников - ни в игровом плане, ни в финансовом. Сегодня уровень совсем другой. Вы же видели, как сыграли Фетисов и Дайнеко против ЦСКА: первый получил три фола за две минуты, а второй, кроме вреда, ничего команде не принес. Что скрывать, сбили меня с толку наши тренеры.
- Вы не назвали боснийца Дамира Мршича…
- До матча с ЦСКА он был первым кандидатом на отчисление. Но с армейцами его "прорвало". Поэтому предоставим еще шанс доказать, что это не было случайностью. Мршич приехал к нам больным ангиной, долгое время лежал в госпитале, лечился. Затем не играл из-за того, что организм был ослаблен. Его даже назвали туристом - мол, всюду ездит с командой, но нигде не играет.
- До окончания срока дозаявок остается чуть больше месяца. Вы собираетесь проявить активность на трансферном рынке?
- Наверное, одного или двух новых игроков дозаявим. Но не больше. Да и найти тех, кто реально усилит команду, в разгар сезона непросто. Мелькают слухи, что мы подписываем контракт с Кебу Стюартом из "Автодора", но они не соответствуют действительности. Передняя линия у нас укомплектована неплохо. Скорее нам нужен защитник.
"Еремину предстоит платить проценты"
- Как обстоят дела в "Униксе" с подготовкой резерва?
- Резерв наш готовится в "Униксе-2". За два года существования от этой команды нам не досталось ничего, кроме мучений. Создал ее Сергей Зозулин (ассистент Станислава Еремина. - Прим. Е.Ч.), собрал со всего бывшего Союза молодых ребят, обещал, что через год "Уникс" получит "подпитку" из второй команды. Но в результате за два сезона "Уникс-2" подготовил лишь одного игрока, Зозулина-младшего, которого отдали в аренду в тульский "Арсенал". Я отстранил Зозулина от второй команды, поручив ему заниматься "Униксом", а на его место нашел очень интересного специалиста. Он крымский татарин, работал в Турции с молодежными командами. Молодой, интеллигентный. Работает с ребятами вдумчиво. Не позволяет себе ни единого слова из ненормативной лексики, но в то же время очень требователен, словно детей своих воспитывает. Мы создали второй команде все условия (улучшенное питание, экипировку, премиальные) и теперь посмотрим, к каким результатам это приведет. Конечно, затрачивая на "Уникс-2" ежегодно по $130-140 тысяч, хочется в конце концов получить какой-нибудь конкретный результат.
- Не считаете, что "Униксу" нужен тренер-селекционер, разгрузивший бы Еремина от целого спектра обязанностей?
- Я считал, что Еремин, который работал со сборной России, лучше знал о положении дел на рынке. Но жизнь показывает, что нужен человек, который будет заниматься только этой проблемой. Но знать бы еще, где его найти.
- Вопрос к вам, как главному банкиру Татарстана: насколько велик кредит доверия к Станиславу Еремину?
- Пока велик. К нему в Казани относятся хорошо: Еремин не только
умный тренер, но и весьма интеллигентный, обаятельный человек. Участвует во всех светских мероприятиях. Но вместе с тем, как и по любому кредиту, Еремину придется платить проценты (смеется). Но вопрос ребром - "первое место или голова с плеч" - не стоит. Мы понимаем, что и у ЦСКА, и у "Урал-Грейта" не меньше амбиций, и проигрывать они не хотят так же, как и мы. И потом, у нас ведь практически нет классных тренеров. А приглашать иностранца мы не хотим - печальный опыт у "Уникса" уже имеется. Да и ради чего? Если бы баскетбол был бизнесом и я знал, что, заплатив миллион долларов за тренера и несколько миллионов за игроков, получу 40 процентов прибыли, - это другое дело. Мы делаем дело ради интереса, ради молодежи и привлекательности республики. Можно вспомнить, как года три назад иностранцы пугались, когда им предлагали ехать в "какую-то" Казань. Путали Татарстан с Таджикистаном. Но за эти годы нам удалось заработать положительный имидж. Выплатили легионерам все до копейки. Даже тем, кто по ходу сезона от нас уходил. В отличие от хоккейного "Ак Барса" мы привозим в Казань европейские команды. Общаемся не только на баскетбольные темы, но и параллельно по вопросам бизнеса - о нефти, химии, вертолетах. Все это важно.
- Сейчас набирает обороты дискуссия о необходимости в российском чемпионате иностранных игроков. Как вы относитесь к этой проблеме?
- Честно говоря, должной отдачи от тех денег, которые мы платим легионерам, мы не получаем. Конечно, зрителям приятнее, когда в команде играют татары, чем темнокожие американцы. Но, во-первых, местных игроков высокого уровня у нас нет. А, во-вторых, если мы запретим легионеров, мы все равно не гарантируем себе чемпионство. Президент Российской федерации баскетбола Сергей Чернов - опытный руководитель. Идея взимать с клубов по $10 тысяч за каждого дополнительного легионера - неплоха. При существующих бюджетах клубов, им не трудно заплатить и по $50 тысяч. Главное, чтобы эти деньги пошли именно на те цели, которые РФБ декларирует, - на развитие юношеского баскетбола.