Общественности наконец-то стало понятно, что судьба значимых - культурно, исторически, эмоционально - проектов не может быть решена без открытого публичного обсуждения. И что без архитектурных конкурсов, в которых участвуют профессионалы мирового класса, невозможно решить сложнейшую проблему гармоничного включения в исторический центр современной архитектуры.
Принято считать, что нынешний конкурс на новое здание Мариинки - первый за семьдесят лет (после конкурса на здание Дворца Советов), к которому допущены иностранные архитекторы. Формально это не так, вспомним, например, недавно закончившееся архитектурное соревнование за право строить центральное здание московского Сити. Важность события, однако, от его вторичности не меняется - практика привлечения мировой архитектурной элиты к проектированию в российских столицах еще только начинается.
Международный конкурс, конечно, не гарантирует результата, устраивающего всех (таких результатов просто не бывает), но без такой открытой, демократической процедуры, принятой во всем цивилизованном мире, понятно, и нам уже не обойтись. Слишком высока цена вопроса. И дело не только в материальных затратах, но и в той психологической травме, которая возникает у горожан от уродования их родных мест. А Петербург всем россиянам - культурная родина и национальная гордость.
В июне прошлого года правительство РФ приняло программу реставрации, реконструкции и расширения Мариинского театра. В соответствии с ней и проводится нынешний конкурс. К участию в нем приглашены 11 команд: 5 российских и 6 зарубежных, среди которых автор взорвавшего петербургско-московскую архитектурную среду проекта Эрик Мосс. Напомним, что его проект показался сторонникам классических традиций петербургской архитектуры не только вызывающим, но даже оскорбительным. Не менее оскорбительным казался и второй победитель первого конкурса на новое здание Мариинки - проект коллектива питерского Городского института архитектуры под руководством Олега Романова оказался вялым повторением общих мест псевдоклассицистических стилизаций.
Состав участников нынешнего конкурса внушает надежды. Среди иностранных его участников: Марио Ботта (Швейцария), Ханс Холляйн (Австрия), Эрик ван Эгераат (Нидерланды) и Арата Изодзаки (Япония) - все они имеют высочайшую международную репутацию. Кстати, лично приехали вчера в Петербург из иностранных гостей только Мосс и Изодзаки.
Заказчики конкурса - Министерство культуры РФ (оно же выполняет функции организатора состязания, оргкомитет возглавляет Михаил Швыдкой) и Мариинский театр. Рабочую группу возглавляет главный архитектор Петербурга Олег Харченко. Цена вопроса - нового здания Мариинского театра - 100 миллионов долларов. В состав международного жюри входят 12 человек, в их числе художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, директор Государственного "Эрмитажа" Михаил Пиотровский, президент Союза архитекторов РФ Юрий Гнедовский, главный архитектор Петербурга Олег Харченко, исполнительный директор архитектурной премии Притцкера (самой главной в архитектуре) Билл Лейси, технический директор "Метрополитен-опера" Джозеф Кларк, директор Международного форума современной архитектуры "Aedes-Berlin" Кристин Файрайс. Срок предоставления конкурсных проектов - 12 мая 2003 года, с 26 мая проекты можно будет увидеть в парадной анфиладе петербургской Академии художеств, а 28 июня состоится финальное заседание жюри и объявление победителя конкурса.