Жесткая позиция России и Франции, настаивающих на недопустимости свержения режима Саддама Хусейна силой, спровоцировала замешательство в рядах арабской дипломатии. Ближайшие соседи Ирака уже давно закулисно добиваются "добровольной отставки" Саддама Хусейна. Причем совсем недавно они были близки к цели, и лишь раскол между США и Великобританией, с одной стороны, и Францией и
Россией - с другой помешал осуществить эти планы.
Недавно Саддам Хусейн отказался принять делегацию Лиги арабских государств, опасаясь, что ее члены вновь попытаются заострить вопрос о его "добровольной отставке" и столь же "добровольном" изгнании. Потому как несвоевременным представляется ему это требование сегодня - на фоне глубокого раскола Совбеза. В этом расколе он увидел спасение для себя.
Между тем из арабских дипломатических источников стало известно, что не так давно высокопоставленный посланец иракского президента охотно обсуждал детали возможной эмиграции с не менее высокопоставленным представителем главного инициатора арабского плана "добровольного изгнания Саддама" - президента ОАЭ шейха Заида Аль Нахайяна. Случилось это на сессии Организации "Исламская конференция" в Дохе. Интересовали иракскую сторону весьма существенные детали- гарантии непреследования Хусейна, положенные ему привилегии и, разумеется, страна пребывания. Разговор тот был, по признанию ряда арабских источников, "весьма конструктивным" - несмотря на громкие заверения самого Хусейна о готовности "погибнуть под бомбами американского агрессора".
О том, что ближайшие соседи Ирака, особенно из числа арабской "нефтяной шестерки" (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Оман, Бахрейн и Катар), мечтают избавиться от светского багдадского диктатора во имя покоя и стабильности в своем нефтеносном и исламизированном регионе, известно давно. Сегодня некоторые из них предоставляют даже свою территорию под американские военные базы для "Бури в пустыне-2" (Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман); другие (ОАЭ, Саудовская Аравия) заявляют о готовности увеличить квоты нефтедобычи в случае войны, дабы компенсировать возможную нехватку топлива на мировых рынках. Готова "шестерка" и активно участвовать в послевоенном обустройстве Ирака - пустить туда свои нефтедоллары. Ну не видят шейхи своего процветания при таком соседе, как Саддам Хусейн. И говорят об этом открыто.
Впервые это вышло скандальным образом на поверхность на общеарабском саммите в Шарм-аш-Шейхе несколько недель назад. Тогда президент ОАЭ рискнул выступить с призывом к Саддаму "уйти добровольно", чем расколол высокое собрание. Открыто его поддержали немногие (Кувейт, Бахрейн). Но конфиденциально вскоре присоединились и другие - прежде всего из числа "нефтяной шестерки". До того момента предложения о столь радикальном решении иракской проблемы исходили только от США - ни Россия, ни арабские страны, ни тем более политкорректная Европа на такое не были способны.
Эмиратский план состоит из четырех пунктов. Первое: все иракское руководство (а не только Хусейн) самоотстраняется от власти в обмен на гарантии непреследования. Второе: это происходит в течение двух недель после того, как Лига арабских государств принимает такое решение. Всем бывшим руководителям Ирака предоставляют определенные привилегии. Третье: всем иракцам, предположительно причастным к преступлениям режима Хусейна, независимо от места их проживания, предоставляется амнистия. Четвертое: ЛАГ и Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива (то есть "нефтяная шестерка") будут совместно с ООН участвовать в восстановлении Ирака.
Пункт четвертый плана не менее, а может и более, значим, чем первый. В контексте пентагоновских планов обустройства Ирака он несет в себе антиамериканский заряд: монархии Персидского залива действительно не хотели бы, чтобы новые структуры власти Ирака "после Саддама" формировали только американцы. Как бы "новый Ирак" не оказался и впрямь "слишком модернистским и прозападным", эдаким (по Бушу) ядром демократического переустройства всего региона. А потому предлагают "региональную страховку" в виде участия ЛАГ и своего собственного, в том числе и нефтедолларового.
Собственно, некие виды на участие в
восстановлении Ирака и сохранение своих экономических интересов по идее должны бы быть и у Москвы. Формируются экономические интересы России и в самих странах "нефтяной шестерки". На днях ОАО "Стройтрансгаз" заключил договор о консорциуме с саудовской компанией "Сауди Оже", а "ЛУКОЙЛ" выиграл тендер на нефтяные разработки в Красном море. Общий интерес связывает Россию с "шестеркой" и в вопросе сохранения цен на нефть после войны. Правда, реализует этот свой интерес "шестерка" более прагматично - направляя недвусмысленные сигналы о том, что не намерена стоять горой за Хусейна.
Российский же интерес в дивидендах "после Саддама" не меньше, чем у "шестерки". Именно сейчас у Москвы появляется уникальная возможность увеличить свою долю поставок на мировой рынок нефти. США уже давно взяли курс на ослабление зависимости от ближневосточной нефти за счет увеличения поставок энергоносителей, в том числе из России.
На этом фоне вето Москвы в Совбезе может спровоцировать США на замораживание своего участия в северных нефтегазовых проектах, как и в строительстве, скажем, экспортного трубопровода на Мурманск в рамках энергодиалога с Россией. Тем более что вместо Саддама может появиться вполне лояльный США режим в Багдаде. Тогда вопрос о стабильности нефтяных поставок с Ближнего Востока, включая Ирак, отпадет сам собой. Более того, нефть может излиться на рынки в таких количествах, что цена и впрямь скатится до уровня смешной - для американцев и европейцев. Но не смешной для российских и арабских поставщиков.
Автор - директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН