Сейм Польши большинством голосов дал согласие на участие польского контингента в операции против Ирака. Голосование проходило, что называется, задним числом и по сути стало пустой формальностью. Еще 17 марта Александр Квасьневский без консультаций с депутатами принял решение об отправке польских военнослужащих в район конфликта. К моменту голосования солдаты Войска Польского уже успели поучаствовать в боях. Это обстоятельство наделало немало шума как в Польше, так и за ее пределами.
Первым о непосредственном участии поляков в боевых действиях сообщил глава оборонного ведомства США Дональд Рамсфелд. На следующее утро в одном из польских изданий появились фотоснимки из города Умм-Каср, ставшего ареной ожесточенных уличных боев между иракскими войсками и силами коалиции. На снимках бойцы польского элитного спецподразделения быстрого развертывания "Гром" передают союзникам пленных иракцев и позируют фотографу в компании американских морских пехотинцев на фоне звездно-полосатого флага.
После этого премьер-министр Лешек Миллер был вынужден признать: Польша наряду с США и Великобританией принимает участие в сухопутной операции в Ираке. Польские спецназовцы "без потерь провели несколько успешных акций", сообщил премьер, добавив, что солдаты "удостоились высокой оценки от союзников".
"В следующий раз они обязательно сфотографируются с польским флагом", - заверил журналистов министр обороны Ежи Шмайдзиньский. Несмотря на его полушутливый тон, очевидно: демонстративное поведение польских солдат в Ираке добавило головной боли руководителям страны. Министр выразил недовольство появлением фотографий в прессе - по его словам, это "может нанести ущерб боеготовности польских подразделений". Сославшись на секретность информации, глава оборонного ведомства отказался сообщить, какие именно задачи выполняли спецназовцы.
Активность "Грома" в Ираке дала повод польской оппозиции обвинить президента и премьера в нарушении конституции. В соответствии с ней, лишь парламент вправе санкционировать боевые действия польских солдат за рубежом.
"Гром", за плечами которого участие в контртеррористической операции в Афганистане, считается одной из самых боеспособных частей Войска Польского. До последнего времени официальная Варшава утверждала, что ее солдаты не участвуют в боях в Ираке. Оно и понятно. По опросам, от 70 до 75 процентов жителей страны выступают против силового решения иракской проблемы. И уж тем более - против участия польских солдат в операции союзников. Ни призыв президента отказаться от принципа "моя хата с краю", ни слова премьера о том, что для Польши участие в войне - "вопрос чести и разума", не произвели на граждан должного впечатления.
В последние дни в стране прошло несколько антивоенных демонстраций. Участники акции "Еда вместо бомб", собравшиеся перед президентским дворцом в Варшаве, раздавали прохожим горячую пищу. Митинги состоялись перед резиденцией польского правительства и посольством США.
Как считает польская газета "Трибуна", в такой ситуации отправка военнослужащих в район конфликта стала, быть может, труднейшим решением в политической карьере Квасьневского и Миллера. С начала иракского кризиса польское руководство показало себя одним из самых преданных союзников США. Кроме бойцов "Грома" (как ожидается, их численность с 24 человек вскоре возрастет до 56), с прошлого года в зоне Персидского залива дислоцирован польский вспомогательный корабль "Ксавери Черницкий". Вдобавок в район конфликта отправились 40 польских специалистов из усиленного взвода химической защиты. Их миссия держится в секрете. При этом министр Шмайдзиньский не исключил, что в ближайшее время на территории Турции может быть размещено дополнительное число польских военнослужащих.
Чтобы успокоить общественность, шеф президентской канцелярии по вопросам национальной безопасности поспешил заверить: общая численность польского контингента в зоне конфликта "ни в коем случае не превысит двухсот человек".