Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Общество
Путин призвал уделить внимание вопросам межнационального согласия
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Мир
В бундестаге возмутились прославлением Бандеры на Украине
Мир
Блинкен пригрозил Китаю санкциями за поддержку ОПК России
Экономика
ЦБ РФ надеется на завершение этим летом массовой льготной ипотеки
Мир
МИД назвал целью визита Кэмерона в Узбекистан нанесение ущерба РФ
Мир
Представитель Госдепа ушла в отставку из-за несогласия с политикой США в Газе
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Мир
На Западе усомнились в возвращении Украины к границам 2014 года
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Экономика
В ЦБ заявили об отсутствии влияния возможной конфискации активов РФ на финстабильность
Мир
Совет ЕС на год продлил санкции в отношении 11 физлиц молдавской оппозиции
Общество
Минфин сообщил о продлении семейной ипотеки для семей с детьми до шести лет
Мир
Блинкен призвал к здоровой экономической конкуренции между США и КНР

Спасенный "Руслан"

На родину благополучно вернулся самолет, который два с половиной года назад британская фирма "Эйр Фойл Лимитед" по сути выкрала у России. Руководству российской инвестиционной компании "Центр-Капитал" еще долго придется вздрагивать при воспоминании о тех кошмарных днях начала декабря 2000 года. Именно тогда на недавно приобретенный компанией "Руслан" "наложила лапу" британская фирма "Эйр Фойл Лимитед". В октябре 2001 года компания-"покупатель" перегнала лайнер в Великобританию. Фирма заменила на "Руслане" два из четырех двигателей, то есть грубо нарушила целый ряд международных норм, а также национальное российское и британское законодательство
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
На родину благополучно вернулся самолет, который два с половиной года назад британская фирма "Эйр Фойл Лимитед" по сути выкрала у России. Речь идет об авиалайнере большой грузоподъемности Ан-124-100 "Руслан", который относится к продукции двойного назначения - для его продажи за рубеж требуется особое разрешение на правительственном уровне. Руководству российской инвестиционной компании "Центр-Капитал" еще долго придется вздрагивать при воспоминании о тех кошмарных днях начала декабря 2000 года. Именно тогда на недавно приобретенный компанией "Руслан" (после юридически некорректного аукциона) "наложила лапу" британская фирма "Эйр Фойл Лимитед" (президент - Кристофер Фойл). Правовая экспертиза Демарш Министерства транспорта России не помог. Не помогло и наличие регистрационных документов на самолет, находившийся тогда после доставки груза в аэропорту голландского города Маастрихт. А в октябре 2001 года компания-"покупатель" - опять же с серьезными нарушениями правил навигации и таможенных процедур - перегнала лайнер в Великобританию. Факт нарушения при проведении аукциона был признан Консультативным комитетом по вопросам международного частного права Нидерландов, который отметил "прямое игнорирование" положения Женевской конвенции 1948 года о признании прав на воздушные суда, поскольку "Руслан" был зарегистрирован в России, чего и требует международное законодательство - авиалайнер может быть приписан только к одной стране, у него не бывает "двойного гражданства". В общей сложности по делу о "Руслане" за эти годы в России было принято 26 судебных решений. Ответчики, правда, и не пытались их выполнять, мотивируя это тем, что решения российских судов не могут быть признаны британскими властями. Смена флага Примечательно, что "Центр-Капитал" никаких денег, уплаченных за самолет по итогам аукциона (6 миллионов долларов при стоимости самолета более 20 миллионов), не получал. И это тоже свидетельствует о несостоявшемся характере сделки. Тем не менее лайнер все-таки оказался в Англии. Не имея для этого абсолютно никаких оснований, компания закрасила на самолете флаг России, а также самовольно сменила присвоенный самолету регистрационный бортовой номер "RA-82070" на "UR-82070", что является нарушением статьи 20 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации. Другими словами, "Эйр Фойл Лимитед" явочным порядком осуществила перерегистрацию "Руслана", что категорически запрещено международным воздушным правом. Фирма Кристофера Фойла совершила еще ряд действий, которые свидетельствовали об игнорировании международных правил. "Эйр Фойл Лимитед" заменила на "Руслане" два из четырех двигателей, то есть грубо нарушила целый ряд международных норм, а также национальное российское и британское законодательство. После перегона "Руслана" в Великобританию на нем не выполнялось техническое обслуживание, не заполнялись в соответствии с требуемой эксплуатационной документацией самолета необходимые формуляры. Не были выполнены и регламентные работы, а также конкретные доработки, в том числе связанные с обеспечением безопасности полетов. Продукция двойного назначения "Эйр Фойл Лимитед" (а по существу, Великобритания, куда с ведома властей был перегнан самолет) грубо нарушила одобренные самой же Великобританией Вассенаарские договоренности от 11-12 июля 1996 года. Они запрещают передачу другим странам определенных видов продукции двойного назначения, в том числе отдельных типов самолетов. А самолеты типа Ан-124-100 в соответствии с российским законодательством при поставках на экспорт рассматриваются именно как техника двойного назначения, поскольку предназначены для перевозки крупногабаритных грузов как гражданского, так и военного характера. В ряде случаев такие самолеты даже могут быть отнесены и к категории стратегической военно-транспортной авиации, которая может быть использована для решения стратегических задач, что вообще не позволяет передавать такие авиалайнеры иностранным компаниям. По своим техническим характеристикам "Руслан" превосходит такие известные воздушные "голиафы", как американский военно-транспортный "С-130 Геркулес" и крупнейший из западных пассажирских самолетов - авиалайнер "Боинг-777-200". "Тяжелая артиллерия" сработала На уровне "хозяйствующих субъектов" за "Руслан" сражались долго и безуспешно. "Лед тронулся" лишь после того, как пришлось прибегнуть к политическим рычагам воздействия. Была продумана целая серия практических мер по спасению "Руслана". 8 августа 2002 года российский МИД направил в посольство Великобритании в Москве ноту, в которой попросил оказать необходимое содействие в возвращении самолета в Россию. В ходе шестой сессии Межправительственного российско-британского комитета по торговле и инвестициям (МКТИ), состоявшейся в Лондоне в октябре прошлого года, сопредседатель этого комитета с российской стороны - зампред правительства Алексей Кудрин вручил министру торговли и промышленности Великобритании Патриции Хьюитт памятную записку по вопросу о возвращении "Руслана". Примерно через месяц после этого последовала ответная нота посольства Великобритании в Москве. В несколько завуалированной форме в этом документе все-таки признавался факт нарушения "Эйр Фойл Лимитед" Вассенаарских договоренностей. Тем временем Кристофер Фойл перешел в контрнаступление. В декабре прошлого года в адрес сразу нескольких российских руководителей поступило письмо, в котором он обвинил государство в защите интересов частной российской компании и, более того, призвал Россию вообще отказаться от самолета. Другими словами, Фойл пытался решить проблему при помощи психологического прессинга. Не получилось. В конце концов британской стороне пришлось сдаться. "Руслан" возвратился в Россию. Общая победа обошлась "Центр-Капиталу" недешево - в 11 миллионов долларов. Компания также заплатила "Эйр Фойл Лимитед" 500 тысяч долларов "за стоянку" в аэропорту "Мэнстон" и иные услуги. Справка "Известий" Фирма "Эйр Фойл Лимитед" зарегистрирована в Великобритании за № 1366132 как Air Foyle Ltd, Halcyon House, London Luton Airport, Luton, LU2 9LU, United Kingdom, tel. +44-01582-419792, fax +44-01582-400958, http: www.air.foyle.co.uk. Ее президентом и исполнительным директором является британский подданный Кристофер Фойл. "Руслан" - широкофюзеляжный транспортный самолет большой грузоподъемности типа Ан-124-100. Был выпущен в Ульяновске 18 августа 1993 года. Самолет с заводским № 9773051359127 (0703) был зарегистрирован Федеральной авиационной службой России 27 октября 2000 года за № 4650 под государственным регистрационным знаком "RA-82070". Самолет-грузовик использовал даже Пентагон Возвращение на родину российского тяжеловоза Ан-124-100 "Руслан" после 2-летнего заточения в Англии стало знаковым событием в российской международной политике. Это первый случай, когда страна смогла отстоять свои права на собственность в международных судебных инстанциях. Чего не скажешь о непрекращающихся преследованиях наших самолетов, кораблей со стороны швейцарской фирмы "Нога", добивающейся таким способом возвращения долгов России. Ан-124 "Руслан" - уникальный военно-транспортный самолет, создание которого было начато в конце 60-х - начале 70-х годов. Тогда военное ведомство страны поставило перед промышленностью задачу построить стратегический воздушный извозчик, способный за одну попытку поднять в воздух от 100 до 120 тонн груза. За реализацию проекта взялось теперь уже украинское КБ имени Антонова. А в 1987 году самолет был официально принят на вооружение военно-транспортной авиации СССР. Уникальные возможности машины были подтверждены многочисленными международными рекордами, зафиксированными в ходе эксплуатации Ан-124. Только в одном полете в июле 1985 года на "Руслане" был установлен 21 мировой рекорд грузоподъемности на различных высотах, в том числе абсолютное мировое достижение - подъем 171,2 тонны груза на высоту 10 750 метров. Высокая топливная эффективность Ан-124 позволила в 1987 году установить рекорд по продолжительности беспосадочного перелета - за 25 часов 30 минут машина покрыла расстояние в 20 150 километров. Самолеты могут взлетать и садиться на аэродромы 1-го и 2-го классов и осуществлять погрузку и разгрузку посредством штатных бортовых средств. "Руслан" предназначен для транспортировки грузов в интересах Министерства обороны, а также может привлекаться для десантирования личного состава и боевой техники посадочным способом. За один рейс "Руслан" способен перевезти до четырех вертолетов Ми-8, Ка-27 или Ка-32, до трех истребителей МиГ-29 или штурмовиков Су-25. На основной, дополнительной (монтируемой) и верхней палубах самолета возможна перевозка до 880 солдат с полным вооружением или до 440 парашютистов-десантников. В ВВС России было поставлено 24 самолета Ан-124. После развала СССР часть машин оказалась в частной собственности. Сегодня их эксплуатацией в России занимаются две фирмы: "Волга-Днепр" - 10 самолетов и "Полет" - хозяин 7 машин. Обе компании из-за эксплуатации уникальных самолетов являются основными мировыми авиаперевозчиками крупногабаритных грузов. Ближайший аналог российских машин - американский C-5 "Гэлакси" компании "Локхид Мартин" - практически не участвует в коммерческих перевозках. Поэтому компания "Волга-Днепр" стала одним из подрядчиков Пентагона при переброске военнослужащих и бронетехники армии США в район Персидского залива перед войной с Ираком. "Полет" также славен своим сотрудничеством с американскими военными. Именно на долю этой компании выпала миссия по возвращению на родину захваченного китайскими ВВС американского самолета-разведчика EP-3. Помимо этого "Полет" является официальным авиаперевозчиком госкомпании "Рособоронэкспорт". В 1999 году авиакомпания оказалась в центре международного скандала. В Азербайджане был задержан "Руслан", принадлежащий "Полету", на борту которого находились 6 истребителей МиГ-21 и другое вооружение. Самолет совершил посадку для дозаправки в Бакинском международном аэропорту и тут же был задержан сотрудниками спецслужб Азербайджана, которые подозревали, что истребители предназначались для Югославии, в отношении которой было объявлено международное эмбарго на поставки оружия. Впоследствии выяснилось, что самолеты принадлежат Казахстану, а груз предназначен для Северной Кореи, что также являлось незаконным. В итоге "МиГи" были экспроприированы Азербайджаном, а "Руслан" отпущен на родину. Кстати, полоненный англичанами "Руслан" также принадлежит компании "Полет". В Великобританию он попал из Украины, где был арестован украинскими властями за некие "долги" фирмы и перепродан ради их погашения. Дмитрий ЛИТОВКИН
Комментарии
Прямой эфир