Тяжелую судьбу теледокументалки объяснить нетрудно. Во-первых, весь советский народ был исключительно перекормлен многочисленными документальными зарисовками мощной и хорошо развитой, как сказали бы ныне, гильдии кинодокументалистов. Во-вторых, перекормленность эта вызывалась простой причиной: в большинстве этих фильмов просто не было ничего интересного. А кроме того, тогда мотивация просмотров была одна: желание все время находиться в гуще событий, вызывавших у большинства телезрителей зависимость своей яркостью, сиюминутностью и важностью воздействия на жизнь каждого. Потребность эта не допускала даже намека на эпические характеристики: страстное биение сердец не терпит подробных исследований, спокойного описания и тем более осмысления, что в той или иной мере свойственно всем документальным проектам. В фаворе были новости, дебаты и отчасти предвосхитившие возрождение документалки итоговые программы.
Движение в сторону документалистики началось несколько лет назад, но массовый характер приняло только в этом сезоне, когда сразу на нескольких каналах в дополнение к уже существующим появились новые проекты собственного производства и покупные (их можно подразделить на три направления: все самое интересное из жизни у нас, у них и в природе). "Первый" создал ночной "Новый день", где за выпуск демонстрируется несколько лент-эпосов о персонаже, событии, предмете культуры, истории и т.д. И хотя цифры этого проекта не достигают пока астрономических высот (ночь, она и на ТВ ночь), но у него есть своя аудитория, а само появление такого рода программ на канале, ориентированном только на востребованное, говорит о многом. Новая сетка ТНТ стоит и на документальных "слонах" (один "Завтрак с Дискавери" дорогого стоит). REN TV тоже создал свой канал в канале "Отражение", чья средняя доля оказалась выше на 25% доли REN по Москве и на 15% по России. На НТВ особых нововведений не случилось, но уже работающие форматы вызывают устойчивый интерес (у "Преступления и наказания" - средняя доля 18,9, "Криминала" - 22,1, "Профессии репортер" - 15,6). Кстати, гендиректор развлекательного канала СТС Александр Роднянский тоже подумывает о введении в сетку документальных проектов - что может быть ярче этого факта?
Но самым грандиозным отражением этой тенденции стал опыт двух документальных проектов "России": "Специального корреспондента" и "Честного детектива". При том что авторы "Спецкора" - абсолютно разноплановые журналисты (Аркадий Мамонтов, Александр Хабаров и Вячеслав Грунский), а темами становится все: от Че Гевары до семейных отношений, от трагедии "Норд-Оста" до летчиков - такой тематический разброс, казалось бы, должен был вызвать и шатание аудитории. Но этого не произошло. Более того, за сезон "Спецкор", который с первых же выпусков показал отличные результаты (доля "Спецкора" колебалась от 16 до 30), подрос до такой степени, что встал в один ряд с самыми глобальными проектами канала вообще и нашего ТВ в частности: "Каменской", "Бригадой" и "Идиотом". Средний рейтинг "Спецкора" по России - 9,8, по Москве - 8, 5, у "Идиота" - по России - 10, по Москве - 15, у "Бригады" - по России вместе с Москвой - 16, 8 ("Gullap Media", аудитория от 18 лет и старше).
Конечно, эти сногсшибательные цифры совсем еще недавно почти вымершего направления говорят и о качественной работе тех, кто производит (но и закупает тоже) подобные программы. Но также о том, что в целом на нашем телевидении, так же как и в обществе вообще, медленно, но, похоже, окончательно сменилась эпоха. Зрителю не нужен стремительный темп и судьбоносность. Он уходит в частную жизнь, где есть время для пристального рассмотрения самых разных явлений, фактов и даже фактиков со всеми деталями и глубоким анализом.